В разделе интерьеров Oikos Stand пользовался большой популярностью. Фото пресс-службы фестиваля
В Лондоне в 11-й раз прошел ежегодный London Design Festival (LDF), представивший на суд более 350 тыс. зрителей более 300 больших и малых проектов. Крупные мебельные производители, маститые и начинающие дизайнеры, студенты дизайнерских школ, теоретики и исследователи со всех концов света демонстрировали свои последние разработки в области графического дизайна, мебели и текстиля. На эту тему было проведено несколько десятков презентаций и дискуссий. Проекты и инсталляции оккупировали весь Лондон, начиная с центра фестиваля, которым уже в шестой раз становится музей Victoria&Albert, плавно перетекая на выставочные площадки: 100% design, Designjunction, Tent and Super Brands London, Decorex, Designersblock, – и заканчивая галереями, шоу-румами и маленькими квартирками, арендованными на время фестиваля в районах Shoreditch, Brompton, Chelsea, Clercenwell и Islington (новичок в этом году).
Самым масштабным проектом в музее Victoria&Albert стала инсталляция «Precision&Poetry in Motion», созданная Эдвардом Барбером и Джеем Осгерби (Barber&Osgerby) при участии BMW, в одном из самых больших залов музея – галерее Рафаэля. По словам дизайнеров, они сосредоточились не на создании предмета, а на эффекте, который этот предмет должен был произвести. Инсталляция представляет собой два гигантских закрепленных под самым потолком объема, похожих на крылья самолета, вращающиеся вокруг своей оси. Они сделаны из отполированных до зеркального блеска алюминиевых пластин, в которых по мере движения в разных ракурсах отражаются зал, зрители и висящие на стенах полотна, вызывая у кого восторг, у кого головокружение.
Почти каждый год в музее находится место, куда в обычное время посетителям вход закрыт, на этот раз им стал слепок знаменитой колонны Траяна. Внутри небольшого пространства, куда может поместиться лишь один человек, дизайнер Джеймс Риглер создал инсталляцию «Military Sicret» из трех гигантских керамических роз, напоминающих о старинной традиции вывешивать цветок розы, чтобы подчеркнуть, что обсуждаемая тема должна держаться в строжайшем секрете.
В самой темной галерее музея, где представлены гобелены, разместился проект «Candela», названный так в честь единицы измерения света. Это вращающийся алюминиевый диск со светонакопительным напылением, похожий на большой часовой циферблат, с направленным на него тонким лучом света. По мере вращения та часть циферблата, на которую только что упал свет, начинает интенсивно светиться в темноте, а к моменту, когда диск совершает полный оборот, свечение заметно ослабевает. Авторы инсталляции Феликс де Пас, Ян Макинчер и Майкл Монтгомери при участии Officine Panerai хотели таким образом напомнить зрителям о скоротечности времени.
И конечно, Лондон не был бы Лондоном, если бы не предоставил фестивалю дизайна свою главную площадь – Трафальгарскую. В самом ее центре развернулся проект «A Place Called Home» («Место, что мы зовем домом»), где студии Paternity, Raw-Edges, Studioilse и дизайнер Джаспер Моррисон при поддержке компании Airbnb в четырех небольших павильонах представили свое видение «дома» не как замкнутого пространства, но как места, куда нам снова и снова хочется возвращаться. Видение у всех участников оказалось разным, но самое практичное решение предложили архитекторы Raw-Edges. Их дом трансформировался с помощью раздвижных перегородок, позволяющих хозяину увеличивать пространство той комнаты, в котором он находится, за счет уменьшения всех остальных.
Выставка 100% design, праздновавшая свое 20-летие, в последний раз распахнула свои двери в стенах знаменитого Earl's Court. Здание выставочного центра собираются снести и построить на его месте жилой квартал. В следующем году выставка переезжает в центр Olympia, находящийся неподалеку. Со временем эта площадка зарекомендовала себя как профессиональная и коммерческая, построенная по всем правилам подобных мероприятий. Она четко поделена на разделы: кухни и ванные, офисы, материалы и интерьеры. Здесь проводят интересные мастер-классы и профессиональные дискуссии с участием ведущих дизайнеров мира. На этот раз открытие шоу и первый доклад были поручены самому Филиппу Старку. Немного жаль, что отсюда на другие площадки ушли молодые и интересные британские дизайнеры и бренды, которые наиболее ярко демонстрировали изменения в предметном дизайне и делали ее более привлекательной для непрофессионалов.
Вся выручка со стенда благотворительного
проекта The Sale пошла на финансирование исследований по лечению рака. Фото пресс-службы фестиваля |
Выставочная площадка Designjunction прочно обосновалась в самом центре Лондона на New Oxford Street в помещении бывшего сортировочного офиса королевской почты. Проект продолжает расширяться, в этом году в нем приняло участие уже более 180 участников, для которых пришлось впервые открыть подвальный этаж, где разместился раздел lightjunctio. Первый этаж, как всегда, был отдан спецпроектам и ремесленным мастерским, здесь можно было, например, попробовать свои силы в гранении хрустальных ваз под руководством мастеров компании Waterford Ctystal.
Тут же расположились небольшие дизайнерские pop-up магазинчики. Второй и третий этажи заполнили работы выпускников дизайнерских школ, начинающих дизайнеров, небольших студий и более крупных британских производителей мебели и осветительных приборов, среди которых выделялись стенды Pinch, Modus, Deadgood, Chennels, Bethan Grey, Baroncelli и др.
На востоке Лондона продолжает процветать Tent&Super Brands London. Раздел Tent показал 280 проектов, в основном молодых дизайнеров, ищущих для себя производителей, но были и старые знакомые, например автор невероятно ярких и жизнерадостных ковров Sonya Winner, норвежские дизайнеры Vera&Kyte с изящной и графичной собранной из гнутых металлических трубок мебелью и британская компания Eaton с забавными подставками для iPad в виде фигурок Геракла и Венеры. На первом этаже в разделе Super Brands разместились 40 компаний со своими новыми коллекциями мебели, среди которых Ginger and Jagger, Jake Phipps и Ochre. Сюда же потихоньку перебираются международные павильоны. За внушительным представительством 100% Norway, который развернул здесь свою экспозицию во второй раз, подтянулись Япония, Корея, Чехословакия и Ирландия.
В городе самыми запоминающимися и интересными были презентация коллекции светильников под названием Nouveau Rebel, для создания которой дизайнер Lee Broom использовал тончайший, толщиной в 5 мм, мрамор, и инсталляция дизайнерского дуэта Formafantasma для компании Established and Sons, в рамках которой было создано четыре предмета, находящиеся в постоянном циклическом движении и тем самым фиксирующие время. Среди них – диск из каррарского мрамора, совершающий оборот в 360± за одну минуту, и конструкция из компрессора и двух саксофонов, издающих мелодичные звуки каждые 15 минут.
На всех площадках города царило ощущение праздника, а дизайнеры, стремясь удовлетворить растущие запросы общества потребления, предлагали вариации практически на любую тему, поэтому говорить о ярких тенденциях в стилях или используемых материалах очень сложно. И в связи с этим хочется упомянуть еще один проект, который остался незамеченным многими, поскольку выставка просуществовала всего три дня. Он не был напрямую связан с предметным дизайном и требовал более долгого осмысления, на которое зачастую на таких фестивалях просто не хватает времени. Проект «Not this!», подготовленный выпускниками школы Goldsmith MA, судя по названию, должен был противопоставить себя всем остальным участникам фестиваля. Но, по сути, он помог сформулировать ту основную мысль, которую пытались донести до нас почти с каждого стенда, – стул, каким бы он ни был, все равно останется стулом. Невозможно каждый год изобретать что-то новое, поражающее воображение. На первый план выходит не материальная, а этическая сторона вопроса. Не дизайн условного стула, а дизайн процессов, с помощью которых мы его делаем, попытка понять, нужен ли он нам или можно обойтись уже имеющимся, какие материалы мы используем, как это поможет пенсионерам и инвалидам, как это влияет на окружающий нас мир и как в конце концов свести во имя общего блага интересы дизайнеров, производителей и инвесторов.