Выступление Набатова и Гратковски стало украшением фестиваля. Фото автора
В этом году фестиваль, поддержанный Гете-институтом, приурочен к 35-летию британской компании Leo Records и, помимо Москвы, захватил Санкт-Петербург, Архангельск, Воронеж, Ростов-на-Дону, Саратов и Самару.
В 1972 году основатель фестиваля Лео Фейгин (Алексей Леонидов) покинул СССР и уехал в Великобританию, где основал лейбл, впоследствии превратившийся в успешную и престижную музыкальную фирму. Сейчас компания активно поддерживает джазовых музыкантов и проводит фестивали, в России уже в третий раз.
Одним из самых запоминающихся выступлений в рамках фестиваля стал интернациональный квартет Франка Гратковски (Германия, саксофоны) – Семена Набатова (Германия–США, фортепиано) – Алексея Круглова (Москва, бассетгорн, саксофоны) – Олега Юданова (Архангельск, ударные, перкуссия). Стоит упомянуть, что Гратковски и Набатов неоднократно записывали альбомы дуэтом и с другими музыкантами, а также вместе ездили в концертные туры, но с Кругловым и Юдановым впервые встретились на одной сцене. Пианист Семен Набатов, раньше живший в России, является одним из успешных новоджазовых исполнителей и композиторов в мире, играет как авангардный, так и классический джаз. Кстати, он автор большого произведения, вдохновленного романом «Мастер и Маргарита» Булгакова, поэзией Даниила Хармса и Иосифа Бродского. В том же зале несколько дней спустя состоялся сольный концерт Набатова уже в другой ипостаси – пианисту одинаково интересны и бразильская босанова, и наследие американского джазового пианиста и композитора Херби Николса.
Сэт-лист квартета составили джазовые импровизации. Семен Набатов в основном играл струнами рояля, а ударник Олег Юданов исследовал все разнообразие звука ударных, то применяя перкуссионные шумы, то максимально «уплотняя» свое исполнение за счет скорости игры. Вот звучит инструмент Гратковски, и тут врывается резкая фортепианная партия Набатова, вступают Алексей Круглов и Олег Юданов, чтобы неожиданно увеличить «градус» мелодии и завершить композицию. Саксофонисты словно соревновались в мастерстве, выводя рискованные джазовые пируэты и используя также кларнет, пищалки, бассетгорн. Франк Гратковски имитировал звуки флейты, яростно играл на саксофоне, поэтому неудивительно, что, сопровождаемый громом аплодисментов, квартет на бис сыграл очень быструю пьесу.
Во втором отделении концерта показали новую программу музыканты группы Goat Noats (Григорий Сандомирский – фортепиано, мелодика, Марк Гайдар – контрабас, Мария Логофет – скрипка, Илья Вилков – тромбон, Петр Талалай – ударные) и приглашенные гости – швейцарский трубач и электронщик Яник Барманн, саксофонист Николай Рубанов из рок-группы «АукцЫон», Евгений (ударные) и Анастасия (вокал, цимбалы) Маслобоевы, Ярослав Курило (перкуссия). Ансамбль Goat Noats и семейный дуэт Маслобоевых, как и Набатов, Круглов, Гратковски, выпускаются на лейбле Leo Records.
Сборный оркестр исполнил две большие импровизационные композиции, в которых звуки нового джаза тесно переплелись с авангардным, весьма трансформированным фолком и даже роком. Первая пьеса переходила из медленных ритмов во фри-джаз, потом напоминала марш, и подобное необычное звучание дополнил народный вокал Анастасии Маслобоевой. Во второй композиции слушателям приготовили много неожиданностей: вещь началась спокойно, с переливов цимбал Маслобоевой и бас-саксофона Рубанова, но вот уже Сандомирский исполняет на фортепиано что-то в духе классического джаза, чтобы вновь перейти к выигрышному звучанию авант-джаз-рока.
Полноценная духовая секция – бас-саксофон, труба и тромбон – позволила разнообразить выступление оркестра, особенно стоит отметить сдержанную игру тромбониста Ильи Вилкова, а наличие двух ударных установок и перкуссии, обильно применявшейся Евгением Маслобоевым, помогло серьезно «утяжелить» коллективные импровизации. В кажущемся звуковом хаосе отчетливо слышались партии инструментов, таким образом, давая «разгрузку» слушателям концерта.
После громового оркестрового «удара», ставшего финальным, музыка стихла. Основная московская часть фестиваля завершена, музыканты же отправились на вокзал: впереди их выступления ждали Воронеж и фестиваль «Чернозем».