Картье-Брессон был ярым противником постановочных фотографий и ратовал за «живые» снимки.
В Мадрид привезли крупнейшую за последние десять лет ретроспективу Анри Картье-Брессона (1908–2004). Назвать этого выдающегося мирового фотографа исключительно французским было бы неправильно. За 70 лет карьеры отец фоторепортажа несколько раз объехал мир и сквозь объектив своей неизменной спутницы, камеры Leica, пристально следил за важнейшими событиями и лицами прошлого столетия. Его снимки – безмолвные свидетели истории и выразительные доказательства нескончаемых поисков «решающего момента», которым он называл «моментальное распознавание в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм». Результаты этих поисков рождались под влиянием сразу нескольких факторов: любви к искусству, высокого профессионализма, понимания духа времени, личных устремлений фотографа и его широкого круга знакомств.
«Решающие моменты», запечатленные «глазом века», как назвал Картье-Брессона его биограф Пьер Ассулин, в испанскую столицу привез благотворительный фонд компании Mapfre. Здание фонда вдалеке от туристического центра – не столь популярное место, как музей Прадо, но тоже весьма значимая точка на арт-карте города. Из-за своего расположения, к сожалению или к счастью, в нем редко можно встретить случайных посетителей. Выставочные залы фонда не столь многолюдны, и, как правило, в них приходят те, кто точно знает об их существовании. Несколько раз в год фонд привозит со всего света первоклассные коллекции и, что приятно, показывает их совершенно бесплатно. Каждый сезон – нечто выдающееся. В этом году уже были полотна Пабло Пикассо, в прошлом – показывали скульптуры Альберто Джакометти.
Каждая выставка в стенах фонда – глубокое и продуманное погружение в мир того ли иного художника, скульптора или фотографа. Так и в этот раз. Творчество одного из главных моменталистов XX века здесь представлено сотнями снимков, картин, видеоматериалов, карандашных рисунков и документов, объединенных в одну экспозицию благодаря парижскому Центру Жоржа Помпиду и Фонду Картье-Брессона. По словам главы культурного департамента фонда и одного из координаторов выставки Пабло Хименеса Бурильо, эта ретроспектива – результат почти четырех лет работы, за которые удалось собрать богатый материал о достижениях фотографа на всех этапах его карьеры.
Жизнь и работа Картье-Брессона всегда были плотно переплетены, а исторические изменения совпадали с этапами его личностных и творческих исканий. Куратор выставки Клеман Шеру разделила профессиональный путь фотографа на несколько этапов. По мнению куратора, ее главная задача – показать Картье-Брессона, с одной стороны, как художника и творца, с другой – как репортера целой исторической эпохи.
![]() |
Фотоработы мастера неоднократно появлялись
на первых полосах ведущих газет мира. Фото предоставлено пресс-службой фонда компании Mapfre |
Первая, артистическая, сторона натуры изначально пробудила в будущем фотографе интерес к искусству, заставила его полюбить полотна Поля Сезанна и попробовать себя в качестве художника. Залы, посвященные юности, – свидетельство 1926–1935 годов, полных творческих поисков, путешествий и сюрреализма. Затем последовали десять лет страстной увлеченности – сначала коммунизмом, затем кинопроизводством, которое в годы войны, по словам самого Картье-Брессона, «научило его видеть». Те беспокойные годы в Европе оборвались отъездом в Нью-Йорк, который дал старт последнему и, пожалуй, самому важному этапу его карьеры – созданию первого в мире фотоагентства. С момента основания Magnum Photos в 1947 году и до последнего, 1970 года в репортажной съемке Картье-Брессон в буквальном смысле слова на глазах у всего мира становился все более влиятельной живой легендой.
Как показывает экспозиция, на протяжении 94 лет жизни фотографа объекты съемки и творческие подходы Картье-Брессона менялись, но из года в год все его снимки продолжали сочетать в себе удивительную простоту композиции, глубину анализа запечатленных событий и необычные ракурсы. Клеман Шеру удалось показать именно такого – талантливого и совершенно разного Картье-Брессона: пейзажиста в самом начале своего творческого пути, молодого фотоэкспериментатора и сюрреалиста, политически активного кинематографиста в годы войны и, безусловно, фоторепортера – свидетеля главных вех столетия.
Последние кадры, представленные в экспозиции, были сделаны мастером реалистичной фотографии в конце его жизни. Тогда он уже официально не работал фотографом, но тем не менее нередко брал с собой любимую камеру Leica и продолжал искать «решающие моменты» уже в окружающей его повседневности. Именно на такой необыкновенной красоте обыкновенных мгновений завершилось его путешествие сквозь столетие великих потрясений, великих войн и великих фотоснимков.
Мадрид–Москва