Рахим Аль-Хадж в совершенстве владеет струнным щипковым инструментом – арабской лютней. Фото автора
Джаз – жанр изменчивый и разнообразный, и среди чисто джазовых исполнителей существует немало тех, которые отдают дань и другим видам музыкальной деятельности.
Недавно для московской публики состоялись концерты джазовой музыки, редко звучащей в концертных залах России – этноджаз, фьюжн и джаз-рок.
В Центральном доме художника сыграло интернациональное трио: Рахим Аль-Хадж (Ирак–Америка) и дуэт «Белый острог» (Two Siberians). В первом отделении концерта прозвучала сольная программа Рахима Аль-Хаджа, состоящая из его авторских произведений. Музыкант родился в Ираке, но сейчас проживает в Америке. В Россию он приезжает уже во второй раз. Рахим Аль-Хадж в совершенстве владеет арабской лютней (удом) – струнным щипковым инструментом, который стал предшественником шестиструнной гитары.
Пьесы музыканта наполнены одновременно и лиризмом, и экспрессией, а звук лютни будто соединяет восточную и европейскую музыкальные традиции. Арабская лютня, как и другие экзотические народные инструменты, нечасто можно услышать на европейской сцене. Еще реже он используется при исполнении современных джазовых композиций. Из ярких и удачных примеров можно вспомнить только этноджазовое трио известного немецкого пианиста Йоахима Кюна, где благодаря звучанию ряда нечасто встречающихся инструментов выстраивается стройная музыкальная «палитра» коллектива.
Из сыгранных на концерте произведений Аль-Хаджа наиболее близка к этнической музыке композиция Closeness, посвященная матери музыканта. Особенно сильно после красивых, несколько печальных произведений прозвучало импульсивное сочинение, напоминающее изысканный восточный танец.
Второе отделение открыл дуэт «Белый острог» в составе Юрия Матвеева (полуакустическая гитара) и Артема Якушенко (электроскрипка). Этот коллектив образовался в 1992 году, объездил с гастролями множество стран и сумел записать более десятка полноценных альбомов.
На одном из дисков «Белому острогу» или Two Siberians («экспортное» название) даже аккомпанировал легендарный американский саксофонист Майкл Брекер, высоко оценивший исполнительскую манеру Якушенко и Матвеева. Интересно, что коллектив придумывает необычные названия своим сочинениям. Прозвучали задумчивая «Кандальная», легкомысленная «Отель «Каруса», зажигательный «Телефон» и медленная «Мандолинка».
Источник вдохновения для музыкантов – впечатления от многочисленных зарубежных гастролей и путешествий. Стиль «Белого острога» с его плотным звуком, местами напоминающим звучание большого ансамбля, можно охарактеризовать как «камерный фьюжн» – необычный коктейль из разных культур и жанров.
В заключение концерта в последних композициях старинные мелодии и современное звучание соединились в искрометных импровизациях. Довольный зал провожал исполнителей продолжительной овацией.
В более неформальной обстановке культурного центра «Дом» прошел другой концерт – трио Plaistow. Этот небольшой зал центра хорошо известен многим любителям авангардной музыки. Немалое внимание уделяет «Дом» и джазовым концертам. Впрочем, на его сцене звучит не классический, а современный джаз. Швейцарское трио Plaistow, сыгравшее полуторачасовой концерт, знают как российские поклонники рок-музыки, так и любители синтетических жанров. Летом заявлен их большой концерт на самом престижном джазовом фестивале в Монтрё в Швейцарии. Самое сложное – охарактеризовать стиль трио, так как их звучание строится на сочетании монотонных ритмов и высокоскоростной игры пианиста Йохана Буркенеза (лидер коллектива), Венсана Руиса (бас-гитара) и Сирила Бонди (ударные). Музыка Plaistow бесконечно далека от консервативного джаза и находится гораздо ближе к джаз-року и академическому авангарду, чем к традиционной джазовой доктрине.
Практически без перерыва, в удачном сопровождении видеопроекции Николя Берже прозвучали композиции как последних альбомов Plaistow – Citadelle и Lacrimosa, так и вещи других периодов творчества группы. Слушателям явно запомнились впечатляющая игра Сирила Бонди, продолжительные фортепианные «переливы» Буркенеза и настойчивый бас Руиса. Зрители «Дома» также не оставили музыкантов без выхода на бис и оваций.
Концерты в ЦДХ и культурном центре «Дом» показывают, как хорошо звучит необычная музыка на небольших концертных площадках Москвы. В отличие от больших залов с более консервативной публикой и репертуаром залы поменьше все чаще выбирают экспериментальные программы.