Осенью Хавьер Латторе представит шоу совместно с российскими танцовщиками. Фото пресс-службы фестиваля VIVA ESPANA!
Один из самых уважаемых хореографов и танцоров фламенко, посвятивший себя развитию и популяризации этого жанра – Хавьер Латторе впервые поставит в Москве шоу с российскими байлаорами (танцовщиками) – «Дом Бернарды Альбы» по произведению Федерико Гарсиа Лорки. Это означает безусловное признание отечественной школы фламенко. Зрители увидят российско-испанскую постановку уже в начале осеннего сезона. Отбору лучших для нее способствовал прошедший в начале апреля в Москве фестиваль-конкурс фламенко VIVA ESPANA!
Фестиваль появился в 2000 году и сейчас уже достиг мирового уровня, став смотром лучших российских исполнителей танца, музыкантов и певцов, которым вручается своеобразный «Оскар» – «Золотая Кентаврита».
Хавьер Латторе пленял публику спокойными,
идеально плавными движениями... Фото пресс-службы фестиваля |
В этом году Хавьер Латторе председательствовал в жюри и показал на фестивале свою постановку «Рассвет» с лучшими танцорами Испании. Большинство из собравшихся в Театре Моссовета видели подобное впервые. В «Рассвете» Ана Моралес, словно птица, взмахивала шалью как крыльями, нагнетая бешеный ритм наступающего дня. Мара Мартинес тянулась к солнцу, танцуя на носочках. Педро Кордоба боролся с невидимым врагом, словно тореадор. Однако сам Хавьер Латторе смягчал возросшее в представлении напряжение своими спокойными, идеально плавными движениями. В перерыве между выходами на сцену Театра Моссовета и мастер-классами в центре подготовки танцоров, певцов и гитаристов фламенко в Москве – Доме фламенко FLAMENQUERIA, хореограф Хавьер ЛАТТОРЕ ответил на вопросы Ольги ПОНОМАРЕВОЙ о будущем фламенко в нашей стране.
– Хавьер, что дал вам этот фестиваль и каковы перспективы фламенко в России?
– Я с большим уважением отношусь к этому фестивалю, который проходит в Москве уже более 10 лет. Я впервые в жюри и благодаря этому открыл для себя всю важность России для развития фламенко, какие здесь сильные танцоры и музыканты. Единственное в пении, в канте, стоило бы немного подтянуться, возможно, пока просто сказываются барьеры языка, а так я просто восхищен, какие все молодцы! С какой увлеченностью русские относятся к нашему искусству фламенко!
– И все же удается ли русским прочувствовать и передать душу фламенко? Это же национальный танец Испании.
– А разве русский классический балет не понимают в мире? Чувства, передаваемые искусством, интернациональны. При этом люди в других странах не должны непременно ощущать то же, что и мы. Язык фламенко каждый понимает по-своему, но всегда правильно. Просто нам в Испании проще им овладеть, потому что мы с рождения видим и слышим фламенко. Тем не менее каждый, кому это интересно, может стать байлаором.
Участница фестиваля
Ксения Гордиевская. Фото Веры Зотовой |
|
– А насколько для русских трудно освоить сложный ритм фламенко – компас?
– Базовые ритмы фламенко четыре четверти, три четверти не так сложны, надо просто чувствовать, а не задумываться о компасе. Это доступно каждому, у кого есть музыкальный слух.
– Хавьер, как вы оценивали победителей конкурса?
– Я оценивал не только технику, но и то, как они передавали в танце свои эмоции.
– Расскажите, пожалуйста, о своей постановке «Рассвет», которая была показана в рамках фестиваля, и о вашем совместном проекте с российскими танцорами.
– «Рассвет» – это на самом деле гала-концерт звезд фламенко. В постановке участвуют такие величины, как Ана Моралес, Мара Мартинес, Педро Кордоба. Мы все из одной, западной, части Испании, Кордовы, и мы хотим рассказать о нашей малой родине в России, для нас это шоу – «координаты земли». Что касается нашего совместного проекта с московским Домом фламенко FLAMENQUERIA, то он разделен на две части. Первая – это чередование самых разных танцев, а вторая часть – по мотивам произведения Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». Впервые мы хотим показать не просто танец, а рассказать нечто большее, добавить драматургии. Наша цель – довести фламенко до уровня классического балета, «Лебединого озера», «Щелкунчика».
– И самый последний вопрос: какие секреты вы передаете ученикам на мастер-классах?
– Никаких секретов нет, фламенко открыто для всех, на последнем мастер-классе в Доме фламенко в Москве я пытался добиться эффекта драматического контраста, рассказать грустную историю в веселом стиле фламенко – алегрия.