Современные дизайнеры предлагают яркие и лаконичные вещи для дома. Фото www.flickr.com
В Милане завершилась 53-я выставка мебели и дизайна Salone del Mobile. С тех пор как её президентом стал Клаудио Лути, владелец компании Kartell, она получила новое лицо, утвердила официальное название (Salon del Mobile – без сокращений) и «обрела душу», организаторы стали заметно больше внимания уделять культурной программе.
Если прошлый год покорил всех проектом Office for leaving по сценографии Жана Нувеля, то этот год ознаменовался не менее масштабным проектом «Где живут архитекторы», участие в котором приняли прицкеровский лауреат этого года Шигеру Бан, Марио Беллини, Дэвид Чипперфильд, Массимилиано и Дориан Фуксас, Заха Хадид, Даниэль Либескинд и др. Каждый архитектор создал на территории проекта свою инсталляцию, где в довольно минималистичной манере постарался передать основные ценности жилого пространства. Внутри каждой инсталляции прокручивали фильмы-интервью с рассказами архитекторов на заданную тему.
Параллельно с основной выставкой в 17-й раз распахнул свои двери Salone Satellite, на территории которого свои работы демонстрировали 650 молодых дизайнеров и 16 дизайнерских школ из 32 стран мира. Для многих это путевка в будущее и реальный шанс быть замеченными серьезными производителями.
Говоря о Salone Satellite 2014, важно упомянуть, что он сменил географию, переехав в новые павильоны, и открыл бесплатный доступ для посетителей. Кроме того, первый раз в истории салона свои работы на него привезли русские студенты кафедры мебели из московской Академии имени Строганова.
По сложившейся традиции мебельный салон сопровождали биеннале, на этот раз – Euro Cucina, посвященная кухонной мебели и технологиям, и Salone Internazionale del Bagno, где представлялись мебель и аксессуары для ванных комнат. Каждый раз разработчики умудряются придумать что-то новое, удивительное и невероятно практичное. Определенно, это тема для отдельного разговора, особенно техника. Для примера упомяну лишь несколько новинок типа посудомоечной машины от Miele, дверца которой открывается, если легонько постучать по ней. Разработчики винного шкафа от Liebher пошли еще дальше – он не только открывается, реагируя на легкое постукивание, но еще и автоматически закрывается через пару секунд, если вы постучали по дверце случайно, а в духовке Slide&Hide от Neff дверца вообще открывается и задвигается внутрь духового шкафа.
Пушистые кресла дизайнера
Паолы Навоне вполне могут заменить домашнее животное. Фото пресс-службы салона |
|
|
Возвращаясь на территорию Salone del Mobile, заметим, что, как и в предыдущие годы, она подразделялась на три зоны: тихие и респектабельные павильоны «Классики», более шумные стенды раздела «Современность» и напоминавшие муравейники стенды раздела «Дизайн». Компании соревновались за то, чтобы их экспозиции выглядели максимально эффектно. Но если бы на выставке существовал приз за лучший стенд, то наверняка он достался бы «золотой инсталляции» компании Kartell, специализирующейся на создании мебели и светильников из пластика. «Золотыми» были не только пол и стены стенда, но и многие хорошо знакомые нам предметы мебели, например стул Masters от Филиппа Старка.
Вообще старая хорошо зарекомендовавшая себя гвардия дизайнеров по-прежнему в строю. Компания Porro вновь порадовала совместной работой со шведской студией Front, представив зеркало Loop, напоминающее по форме знак бесконечности, согнутый под углом 90 градусов в месте пересечения линий, – эта конфигурация рождает целую череду неожиданных отражений. Дуэт Doshi Levien потрудился над созданием ковра Rabari для Nanimarquina, а также над креслом Almora для B&B Italia, в обоих случаях оставшись в рамках знакомого нам по их предыдущим работам микса восточной и западной традиций.
Арт-объектом на салоне в
Милане может стать каждый. |
Оки Сато (Nendo) тоже появлялся со своими работами и инсталляциями на нескольких стендах выставки, не считая нескольких экспозиций в городе. Его авторству принадлежит коллекция Peg для Cappellini, в которую вошли диван, кресло, зеркало, стол, кровать и серия табуретов из вторичного сырья для американской компании Emeco. Работы Патрисии Уркиоллы обнаружились на стендах Kettal в виде кресла Roll и у Moroso в виде различных модификаций дивана Tender, одна из версий которого представляла собой очаровательный пухлый love seat нежно-розового цвета. Голландка Хелла Йонгериус порадовала своих поклонников разноцветными стульями East River для Vitra и коллекцией ковров от компании Danskina, креативным директором которой она с недавних пор является.
Благодаря Salone del Mobile Милан в середине апреля становится эпицентром дизайнерской жизни, и обойти вниманием вневыставочную программу просто невозможно. Приходится констатировать, что в этом году прекратил свое существование проект MOST, идеологом которого был Tom Dixon. Кстати, он перебрался на выставку и чувствовал себя там вполне комфортно. Зато появился новый район 5via, хедлайнером которого стал Мартен Баас, прославившийся, в частности своими сожженными до почерневших углей стульями. Его выставка называлась Baas in town («Баас в городе»), и атмосфера на ней напоминала передвижной парк аттракционов с веселой музыкой, каруселями и будками, в которых сидели разряженные клоуны.
По-прежнему процветает зона Тортона. Здесь расположились экспозиции Tokyo Design Weekс с очень разными яркими и интересными проектами от высокотехнологичных столов с интерактивными проекциями до изящных вазочек из бумаги.
На одной из площадок развернулась экспозиция достижений французского дизайна, на которой объединились мебель от Ligne Roset и велосипед с электромотором от Renault.
Поистине грандиозной и, возможно, одной из самых дорогих стала инсталляция Mooоi, в чьи задачи в этом году входило доказать, что компания не просто способна производить отдельные предметы дизайна, а может создавать полноценные интерьерные решения. В импровизированных комнатах комоды из новой очень минималистичной коллекции Tudor (напоминающей о стиле эпохи Тюдоров только своим силуэтом) от голландского дуэта Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвика соседствовали с яркими диванами и креслами на смешных тоненьких ножках Nest от директора компании Марселя Вандерса.
На фоне этих гигантских проектов небольшая инсталляция компании NLXL, производящей обои, имела полный шанс остаться незамеченной, если бы не фантастическая коллекция Archives, сделанная по эскизам Job Studio. Поверхность обоев испещрена излюбленными сюжетами студии: тут и скелеты сказочных животных, и баночки с ядом, и черепа с противогазами, и яркие рисунки, напоминающие орнаменты и цветы Уильма Морриса и викторианский стиль в частности.
Одна из самых блистательных инсталляций была развернута в стенах церкви San Carpoforo, и посвящена она была 250-летию Хрустального дома Baccarat. Дом Hermеs провел показ своей новой домашней коллекции, в которую впервые вошли торшеры и настольные лампы, созданные Микеле Делукки, в стенах роскошного Palazzo Serbelloni.
Очень радостно, что в этом году появился серьезный повод говорить о присутствии в Милане русских дизайнеров. Кроме уже упомянутой выше Строгановки в районе Ламбрате появилось целых два стенда, один назывался Russian Design Pavilion, второй – просто «Изба». Но и в том и в другом случае хочется отметить интересные идеи и высокое качество производства. Апогеем всего стала прошедшая на Ламбрате «Русская вечеринка» при участии Московского музея дизайна.
Милан