«Работать и любить» – таким был девиз финской художницы и писательницы, автора известных муми-троллей Туве Марики Янссон, юбилейная выставка которой открылась на днях в главном музее Хельсинки «Атенеуме». Именно ее страстная и трудолюбивая натура заставляет нас задаваться сейчас вопросом: кто же она была на самом деле? Живописец или художник-монументалист? График-карикатурист или иллюстратор? Все-таки взрослый или детский писатель?
Как шутливо заметила Туула Карьялайнен, куратор выставки: «У меня было чувство, что я готовлю экспозицию о девяти разных личностях».
Но, будучи настолько разносторонне одаренной, сама Янссон всегда стремилась к живописи и считала себя в первую очередь художником, а не писателем.
И хотя на выставке, можно найти множество рисунков и объемных композиций, посвященных известным муми-персонажам, которые принесли Туве известность и состоятельность, кураторы все же делают акцент на другой стороне ее творчества и представляют нам довольно обширную подборку работ художницы разных этапов ее жизни. Собрать такое количество картин было делом нелегким. Огромная часть экспозиции выставляется впервые, потому что находится в частных коллекциях. «В 1940-е годы Туве писала и продавала свои полотна с такой скоростью, что даже никто из членов семьи не успевал увидеть их», – рассказывает племянница художницы София Янссон. Двадцатилетняя Туве оплачивала своими картинами, например, визит к стоматологу. Также некоторая часть работ была найдена в слишком плохом для экспонирования состоянии, а другие произведения не смогли приехать из-за рубежа. Тем не менее 14 залов музея заполнены картинами, эскизами и фотографиями художницы, и это совершенно беспрецедентный случай для «Атенеума», хоть Янссон и училась в живописной школе при музее до 1937 года, такое количество ее работ не собиралось раньше под его крышей никогда.
После Хельсинки выставка Туве Янссон
отправится в турне по городам Японии. Фото с сайта музея Ateneum |
Довольно интересно проследить судьбу художницы по ее автопортретам. Ведь Туве обращала в живопись мир вокруг себя. Друзья, семья, любовники, родной город Хельсинки и собственный портрет с легкостью переходили на холсты и могут рассказать нам сейчас интересную историю об их создательнице.
Вот она на автопортрете 1939 года (Per il mio carissima Тrinca), только что закончившая учебу в Париже и путешествующая по Италии, оценивающе рассматривает в себя в зеркало под струящийся дым от своей сигареты. В ее глазах нет ни намека на молодость и беззаботность, она совершенно точно знает, чего она хочет и куда движется. Уже в 14 лет Янссон бросила школу – ведь она точно знала, что непременно станет художницей.
Вот она уже на семейном портрете 1942 года, с ней вся ее семья за шахматным столом. Черные фигуры окрашены в красный цвет, символ крови, а посередине серьезная и надменная, вся в черном сидит она, презирающая и ненавидящая войну всем сердцем. Смело и открыто, под своим именем, она оформляет в это время обложки либерально настроенного шведоязычного журнала GARM, где остро осуждает ужасы войны и высмеивает ее лидеров.
Тем не менее война приводила ее к депрессии, лишала всяких сил и вдохновения. Именно во время войны под дым своей сигареты (автопортрет 1940 года), прячась от горя и страданий в мир беззаботного детства, она пишет свой первый роман о муми-троллях.
Окончание войны становится для Туве началом новой жизни. Она празднует начало мирного времени переездом в свое собственное ателье, где устраивались веселые вечера с танцами и шампанским, именно тогда она открывает себя с новой стороны и страстно влюбляется в молодую и талантливую актрису Вивику Бандлер, но та выходит замуж и уезжает работать за границу. И так же, как на монументальной фреске под названием «Вечеринка в городе» 1947 года, которую Янссон делает для городского ресторана Хельсинки, Туве остается среди шумных застолий одна со своей неразделенной любовью, неразлучной подругой сигаретой и Муми-троллем, который помогает ей пережить все внутренние проблемы. Но именно Муми-тролль становится причиной того, что мы долгое время не встречаем ее на автопортретах. С каждой книгой, с каждым переводом популярность его так растет, что вместе с ней растет сам Муми-тролль, и в какой-то момент мы уже не видим за ним Туве. Она возвращается к себе именно тогда, когда заканчивает свой последний роман о муми-троллях – «В конце ноября».
На автопортрете 1975 года мы видим ее постаревшей с длинной, как у Модильяни, шеей и красными матиссовскими полосками на лице. На ярко-синем фоне, фоне моря, она провела остаток своей жизни на острове Кловхарун с верной подругой жизни Тууликки Пьетиля, ни на секунду не прекращая работать.
Выставка будет открыта в Хельсинки до октября, а затем поедет в путешествие по свету. Больше всего выставку ждут в Японии, где она совершит своеобразное турне, посетив пять разных городов.