0
3401
Газета Люди и положения Интернет-версия

21.03.2014 00:01:00

«Параджанов проживал жизнь как спектакль...»

Тэги: кино


кино Серж Аведикян прибывает на Одесский международный кинофестиваль. Фото с официального сайта фестиваля

Судьба Сержа Аведикяна удивительна. Он родился в Ереване, куда в 1947 году переехали его родители из Франции. То был случай репатриации под воздействием советской пропаганды. Но когда Сержу исполнилось 15, семья вернулась во Францию. Аведикян стал актером, работал в театре и снимался в кино. В начале 90-х он дебютировал в режиссуре. Снимал документальные фильмы, а однажды сделал даже анимационную картину «Собачья история». Несколько лет назад он приступил к работе над полнометражным фильмом про Сергея Параджанова. Серж не только выступил сорежиссером (фильм сделан им в соавторстве с украинской постановщицей Оленой Фетисовой), но и сыграл главную роль. Мировая премьера ленты состоялась на фестивале в Карловых Варах. А дальше картину закружила фестивальная карусель: Сан-Пауло, Ереван, Одесса, Монпелье.  В  Монпелье, на Фестивале кино стран Средиземноморья разговор c Сержем АВЕДИКЯНОМ начал Игорь ГУСЬКОВ. Недавно встреча произошла вновь – в Ханты-Мансийске, на фестивале кинодебютов «Дух огня». Именно там состоялась российская премьера фильма «Параджанов». Картина получила второй приз фестиваля «Серебряная тайга» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».

– Вы работали над фильмом «Параджанов» не один, вместе с Оленой Фетисовой, которая выступила как автор сценария, продюсер и ваш сорежиссер. Как шла работа в тандеме?

– Этот фильм является копродукцией четырех стран. Но Параджанов сам был, если так можно выразиться, копродукцией многих стран, он сам в шутку говорит в фильме: «Я родился в Грузии от армянских родителей и стал украинским националистом». Поэтому трудно себе представить, что фильм про Параджанова мог бы быть снят вне Украины и что в его съемках не принимали бы участие Грузия и Армения.

Мой сорежиссер Олена Фетисова написала первую версию сценария более пяти лет назад. Потом она с ним побывала на многих международных кинофестивалях, где представляла проект и искала продюсеров. Так к Украине добавились Грузия и Армения. А потом уже появились я и моя французская компания. Сначала Роман Балаян, который был близким другом Параджанова и прекрасно его знал, предложил Олене меня на главную роль. 

Уже потом, когда сам Роман отказался работать над этой картиной как режиссер, он предложил нам с Оленой стать постановщиками. Сам Балаян остался арт-директором проекта, что, конечно, очень помогло нам. Он много раз бывал на съемочной площадке, его подсказки оказывались очень важными!

– А вас не удивил отказ Романа Балаяна стать режиссером «Параджанова»? Ведь он как никто был дружен с Сергеем Иосифовичем?

– Именно поэтому он в конце концов отказался от режиссерского кресла. Когда ты был очень близок с человеком, то, наверное, трудно отстраниться. Многие, близко знавшие Параджанова, боялись браться за съемки игрового фильма про него. Я сам был знаком с Параджановым, но я жил и живу в Париже. То есть, как мне кажется, у меня была та дистанция, и в отношениях, и географически, которую необходимо иметь, когда приступаешь к такой работе.

Когда берешься рассказывать про человека, вписанного в историю и в реальность, надо иметь в виду и дистанцию, которая существует между этим человеком и игровым фильмом. Надо было понять, как все можно сконструировать. Когда я начал работу над фильмом, то увидел, что для большинства украинцев картина – практически документальная, а это не так. Когда я согласился быть сорежиссером, а не только исполнителем главной роли, сразу сказал, что надо добавить в ткань фильма анимацию и комбинированные съемки – это привнесет фантазию и поэзию, которые были присущи самому Параджанову.

А как актеру мне хотелось создать своего героя достаточно строго в смысле игры, красок. Казалось важным показать одиночество Параджанова. Понятно, что он проживал жизнь как спектакль, но оставался он, по-моему, достаточно одиноким в жизни.

– Странно, что квартет из четырех стран в копродукции не стал квинтетом – Россия отсутствует в списке государств, которые принимали участие в производстве этого фильма.

– Так получилось. Но надо заметить, что фильм снимался на русском языке, потому что русский язык был тем мостиком, что соединял в СССР людей разных национальностей. Разумеется, Параджанов, сам прекрасно говорил по-русски. Но когда надо было снимать фильм «Тени забытых предков», он сказал: «Я люблю русский, но эти герои не могут не говорить на гуцульском языке». Тому, что Россия не приняла участия в этом фильме, можно искать разные объяснения. Может быть, продюсеров испугало то, что в истории не обходят молчанием никакие черты личности Параджанова… В том числе и его гомосексуальность – хотя уверяю вас, это не было главным для нас в работе над фильмом! Сейчас мы видим, что даже слово это стало в России ругательным. Надо сказать, я вообще удивлен тем, что происходит в России сегодня. С одной стороны – открытость современному миру. Миру капитализма и жизненных благ. Но с другой стороны, можно наблюдать какой-то моральный регресс.

Параджанов ратовал за свободу художника.	Кадр из фильма
Параджанов ратовал за свободу художника. 
Кадр из фильма


– Как реагируют близкие и друзья Параджанова на фильм?

– Для Параджанова очень много значила его жена Светлана, с которой он оставался в постоянном контакте до самой своей смерти. Сама Светлана достаточно сдержанно отнеслась к идее сделать фильм о Сергее. Ее мнение очень много для меня значило (в фильме ее великолепно сыграла Юлия Пересильд. – И.Г.). До начала съемок мы с ней встретились, и она мне сказала, что я совершенно не похож на настоящего Параджанова. «И у тебя слишком раскосые глаза», – добавила она в конце.

Когда фильм был готов, то Светлана посмотрела его два раза. Оригинальную русскую версию, а потом и дублированную на украинский язык. И когда вышла после просмотра, обняла меня и сказала: «Как же ты на него похож!» А я ей ответил: «Светлана, я на него совсем не похож. Теперь это фильм, который на него похож и напоминает нам о нем». Мне действительно кажется, что это энергия фильма являет нам Параджанова.

С этой же точки зрения для меня был важен показ фильма в Москве для своих, для тех, кто знал и помнит Параджанова. Таких людей, как Армен Джигарханян, например. И были дороги слова этих людей. Они сказали, что Параджанов предстал перед ними как живой.

– Со стороны Украины съемки фильма были поддержаны Национальным агентством по кинематографии. Пытались ли чиновники на уровне сценария и съемок корректировать то, что можно рассказывать и показывать?

– Нет, такого не было. Может быть, потому, что в Украине действует принцип mea culpa по отношению к некоторым периодам истории государства. Там понимают, что были ошибки режима, когда Компартия в Украине проводила даже более жесткую идеологическую линию, чем московское руководство. И Параджанов отчасти стал жертвой именно той борьбы со всем, что выбивалось из общего ряда. Он был арестован в Киеве сразу после возвращения из Минска, где показывал фильм «Саят-Нова» и встречался со зрителями. Так вот я специально познакомился со стенограммой той встречи в Минске. Ну ничего он там революционного не говорил! Он говорил, что надо быть честным, уходить от конформизма, что кино – это поэзия, и поэтому надо уходить от социалистического реализма. Он говорил только о кино! Но идеологически он уходил слишком далеко. И так в то время, в начале 70-х, никто не говорил при широкой аудитории. Он говорил о свободе художника, потому что понимал и чувствовал, что его самого стараются взять в рамки и держать на поводке.

– Вы сами встречались с Сергеем Параджановым?

– Благодаря встрече с ним я стал кинорежиссером. Моя первая профессия – актер. Я встретился с ним впервые в 1983 году, когда он во второй раз вышел из тюрьмы и жил в Тбилиси. Пьер Берже и Ив Сен-Лоран узнали, что я еду в Тбилиси и увижусь с ним. Они его знали и до этого очень много усилий приложили, чтобы Параджанова выпустили из тюрьмы. Они меня попросили передать Сергею чемоданчик с вещами, очень красивыми и дорогими.

Официально я поехал в Ереван на поиск мест для съемок моего документального фильма. У меня не было разрешения на поездку в Тбилиси, но я все же решился на это путешествие. Я приехал в Тбилиси и позвонил Софико Чиаурели. Было 31 декабря 1983 года. Она и пригласила Сергея Параджанова к себе домой на праздничный ужин. А он не пришел. На следующее утро я отправился с чемоданом от Ив Сен-Лорана прямо по адресу: улица Месхи, дом 7, где он жил. Там я и познакомился с Параджановым. Это была первая встреча в череде многих следующих.

Монпелье–Ханты-Мансийск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
587
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
422
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
517
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
534

Другие новости