Живопись старых мастеров на TEFAF занимает особое место. Фото автора
В Голландии в эти мартовские дни проходит одна из самых важных в Старом Свете ярмарок искусства и антиквариата (TEFAF). Созданная в 1988 году дилерами и антикварами, она уже 26-й раз привлекает в пограничный город Маастрихт коллекционеров, искусствоведов и представителей музеев со всего мира. Официально заявлено 275 галерей с 30 тысячами произведений из 20 стран. Общая оценка выставленных произведений составляет примерно 4 млрд евро.
Чем живет Маастрихт остальные 355 дней в году – остается только гадать, особых туристических достопримечательностей из разряда «посетить обязательно» здесь нет, а всех новоприбывших гостей ярмарки в городе вычисляют безупречно.
Средняя посещаемость TEFAF в течение 10 дней больше 70 тыс. человек. В этом году, вполне возможно, цифра окажется еще более значительной, и это при довольно высокой цене билета в 50 евро. Солнце и почти двадцатиградусная температура этой весны явно выигрывают у холодной весны прошлого года, когда из-за снега и заносов поезд из Парижа с потенциальными клиентами застрял в сугробах и пассажиры едва успели прибыть на открытие.
TEFAF располагается в так называемом форуме MECC (Maastricht Exhibition and Congress Centre). По уже сложившейся традиции проходы-«улицы» между разделами украсили цветами – большая композиция из алых роз встречала посетителей на входе, а разнообразные виды голландских тюльпанов оживляли променады.
Картина Марии Васильевой в галерее
Waterhouse&Dodd оценена в 750 тыс. евро, а портрет Рудольфа Нуриева работы Уорхола уже продали за 560 тыс. евро. |
Ярмарку логически разделили на несколько важных отделов. Первый, самый насыщенный и, вероятно, главный, посвящен живописи с произведениями старых мастеров во главе. Но несмотря на обилие знаковых для истории искусства имен, наибольшее внимание приковано к картине Ван Гога «Мулен де ла Галетт» изображающей пейзаж с ветряной мельницей. Полотно происходит из коллекции американского миллионера, который стал прототипом антагониста Джеймса Бонда – злодея из романа Яна Флеминга «Голдфингер».
Об оценке полотна Ван Гога владельцы Gallery Dickinson (Лондон–Нью-Йорк) умалчивали, лишь намекая на восьмизначные цифры.
В прошлом году вышла монография, посвященная художнику Луи Леопольду Буальи, этим можно объяснить множество появившихся на рынке небольших произведений французского художника. Буальи писал жанровые сцены типа картины «Игра в бильярд», находящейся в Эрмитаже, и небольшие камерные портреты – их и представил стенд Didier Aaron&Cie.
Из значимых произведений стоит выделить большеформатный холст «Сэр Джордж Вилльерс и леди Катерин Маннерс в виде Адониса и Венеры», датируемый 1620–1621 годами (Koetser Gallery Ltd, Цюрих). В этом написанном Ван Дейком двойном портрете очень ощущается влияние его учителя Рубенса. Цена за портрет красноречива – 6,5 млн евро.
А вот «Портрет Карла I в латах и с земной сферой» (Галерея Weiss, Лондон) значится уже как школа Ван Дейка, участвовал ли в написании работы сам мастер – под большим вопросом, отсюда и значительно более скромная оценка в 90 тыс. евро. У галереи Weiss дела заладились с самого начала, портрет Маделины де Клерк (1570–1573) работы французского придворного художника эпохи Возрождения Франсуа Клуэ отправился к американскому коллекционеру за 1 млн долл.
Братство прерафаэлитов разнообразно представлено в Maas Gallery, Лондон. Мягкая почти монохромная сангина «Марианна» одного из самых важных участников английского объединения художников Данте Габриэля Россетти продается за 4 млн евро. Произведение было создано как подготовительный рисунок для живописного полотна (1870 год, сейчас в Aberdeen Art Gallery), заказанного покровителем мастера – Уильямом Грэхамом.
Нашивки с бриллиантами и сапфирами
для платья императрицы Елизаветы Петровны теперь собственность галереи Wartski. Фото автора |
В Matthiesen Gallery (Лондон) за масштабное полотно в роскошной раме с картушем авторства Эжена Лами, ученика Ораса Верне, «Николай I на смотре войск под Москвой» галерея просит 1 млн долл. и надеется на интерес как частных коллекционеров, так и русских музеев. Немногочисленные русские посетители и покупатели TEFAF, активно разыскивающие произведения искусства, в какой-то степени связанные с Россией, проявляли к полотну живой интерес.
Но не все на TEFAF имеет такие впечатляющие цены. Офорты Жака Калло, в частности «Карлик с волынкой» (галерея Helmut H.Rumbler Kunsthandlung) обойдется в 1200 евро. За офорт «Автопортрет с длинными волосами» Рембрандта 1629–1631 годов попросят 150 тыс. евро (David Trank, NY), но в пределах 70–100 тыс. евро возможно купить распространенные офорты Рембрандта или салонную живопись XIX века с обязательными модными дамами в интерьере и с выводком котят. Более демократичные цены можно отыскать в разделе, обозначенном на карте лаконично: Antique. Сюда входит, пожалуй, все, что нельзя отнести к «старой живописи», – азиатское и античное искусство, египетские древности, китайский фарфор, часы, ювелирные изделия.
Античное кольцо римского периода с камеей, на которой резвятся путти (6 тыс. евро), забрали в первый же день, а вот величественная подвеска в виде банта, созданная в Испании XVIII века из золота и украшенная изумрудами (24 тыс. евро, стенд Deborah Elvira), пока в ожидании своего нового владельца. В ювелирных произведениях русская тема по-прежнему связана с императорской фамилией. Английская галерея Wartski представила табакерку работы фирмы Фаберже 1909 года с портретом Николая II, принадлежавшую Фрэнку Синатре, и «очаровательные по замыслу» (как писали в каталоге продававшие их большевики) нашивки с бриллиантами и сапфирами для платья императрицы Елизаветы Петровны. Топазовая парюра, заказанная императрицей Марией Федоровной, супругой Павла I для своей внучки, была замечена на стенде A la Vieille Russie.
Но самые дорогие работы все-таки находятся в разделе импрессионистов и модернистов. Нью-Йоркская галерея Hammer сделала отличную подборку работ Писсарро, Ренуара, Шагала, Модильяни и Матисса. Один из самых дорогих художников XX века в мире Фрэнсис Бэкон с ярко-желтым «Этюдом человеческого тела» 1986 года на TEFAF оценен во внушительные 25 млн долл. (галерея Marlborou). Забавные толстячки на лошади Фернандо Ботеро «В парке» 2012 года стоят 1,5 млн долл. (Tomas, Мюнхен); здесь же встречается и Эдвард Мунк – живописная работа «Две отдыхающие женщины» (1918–1919) оценена в 2,4 млн евро, его же прижизненная литография «Больное дитя» 1896 года в 585 тыс. евро выигрывает против офортов Люсьена Фрейда в 40–45 тыс. в Emmanuel von Baeyer. Ярмарка продолжается, но уже в первые дни многие экспликации на стендах получили заветные красные точки – специальный знак, что работа продана, а значит, усилия антикваров и дилеров были не напрасны.
Маастрихт