Певец Джонни Роджерс пытался выдать себя за русского. Фото ИТАР-ТАСС
В Москве и Санкт-Петербурге сразу на нескольких площадках прошел XIV международный фестиваль «Триумф джаза». Четыре концерта состоялись в Клубе Игоря Бутмана на Чистых прудах, по одному – в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки и в БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург). Завершился фестиваль двумя концертами в Московском международном доме музыки.
В первый день в ММДМ выступали ансамбль известной польской певицы Анны Марии Йопек и трио легендарного контрабасиста, многолетнего музыкального партнера Херби Хэнкока и обладателя двух «Грэмми» – Дэйва Холланда.
Во второй музыкальный вечер зрители смогли увидеть выступления квартета Руднеша Махантхаппы, Джонни Роджерса и Московского джазового оркестра Игоря Бутмана. Новаторский и традиционный джаз на равных были представлены в программе заключительного дня фестиваля, причем музыканты продемонстрировали разнообразные, подчас довольно смелые программы, и, судя по заинтересованной реакции публики, им это удалось.
Первое отделение во второй день открыл квартет Gamak нью-йоркского альт-саксофониста и композитора индийского происхождения Руднеша Махантхаппы. Махантхаппа впервые приехал в Россию – и сразу с программой своего нового альбома Gamak, выпущенного престижным немецким лейблом ACT Music. Саксофонист в равных пропорциях использует колорит индийской традиционной музыки и американского джаза, причем джаз в музыке нового проекта Руднеша Махантхаппы часто переходит в рок.
В Москве свою авторскую программу Махантхаппа исполнил с Резом Аббаси (гитара), Ричем Брауном (бас-гитара) и Дэном Уэйссом (ударные).
В альбоме Gamak c молодой нью-йоркской звездой записался знаменитый гитарист Дэвид Фьюджински, но и концертный состав квартета удивил изящным мастерством.
Экспрессивные мелодии позволили раскрыться каждому участнику фестиваля. Фото ИТАР-ТАСС |
Все композиции уже не один раз исполнялись на концертах Руднеша Махантхаппы, и зрители могли обратить внимание на удивительную сыгранность музыкантов.
Исполненные произведения группы отличались жестким роковым «грувом» на грани прогрессивного рока, и уже первые две «скоростные» вещи с их ураганной электрической гитарой и пронзительным альт-саксофоном погрузили публику в непростую, но такую притягательную для джазового уха музыку. Энергичные, экспрессивные мелодии позволили в полной мере раскрыться каждому участнику квартета: «диалоги» баса и ударных, электрической гитары и саксофона сплетались в единую и неординарную музыкальную «ткань».
Второе отделение было совершенно другим по настроению и выдержано в ином темпе, настроении и стиле. Открыло его попурри на темы Бенни Гудмена, аранжированное пианистом и композитором Николаем Левиновским специально для Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра. Уже в первом фрагменте сольные партии на саксофоне и кларнете экспрессивно и высококлассно исполнил дирижер и лидер оркестра, организатор фестиваля «Триумф джаза» Игорь Бутман. Выступал Московский джазовый оркестр в привычном составе – с Антоном Барониным за фортепиано, Виталием Соломоновым на контрабасе, Эдуардом Зизаком на ударных и внушительной духовой секцией.
После продолжительного и насыщенного «вступления» оркестра на сцену вышел приглашенный солист, певец Джонни Роджерс… в русской шапке-ушанке! «Я в России, поэтому веду себя по-русски», – засмеявшись, объяснил он залу. Американский певец известен главным образом как музыкальный директор и пианист актрисы и певицы Лайзы Минелли, а также как соавтор и музыкальный директор успешного бродвейского мюзикла Motherhood The Musical. Роджерс эмоционально, где-то «вкладывая» новые интонации в привычные песни, а где-то досконально соблюдая жанр, исполнил джазовые хиты разных периодов развития этого музыкального стиля: Just in Time,
I’m Beginning to See The Light, Teach Me Tonight и др. Певец много и умело общался с залом, активно перемещался во время песен по сцене и вообще явно был доволен происходящим не менее, чем оркестр и сами зрители.
Джонни Роджерса и Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, представивших премьеру программы классически ориентированного джаза, зрители встретили овациями и долго не отпускали со сцены. Во время первого биса был исполнен еще один стандарт – How Deep is the ocean, а закончилось второе отделение эстрадным «боевиком» Рэнди Ньюмена You can leave your hat on, известным широкой публике по фильму «9 1/2 недель». Этой эротичной и темпераментной песней, построенной в основном на сверхбыстрой игре духовой секции и вызвавшей горячий отклик у всех присутствующих в зале, искрометно закончился очередной фестиваль «Триумф джаза».