Костюмы создают восточную атмосферу...
Миловидные девушки восточной внешности, покачивая бедрами и завораживая томными взглядами, исполняют на сцене нечто вроде игры в йо-йо. Они кидают друг другу катушки, те взлетают ввысь, после чего азиатки, выполнив пару-тройку кульбитов, ловят их инструментами, которые иначе как «две палочки, соединенные нитью» и не назовешь. Живая музыка, яркие цвета, довольные лица зрителей. Немыслимые, казалось бы, номера. Представление в самом разгаре – Cirque du Soleil («Цирк Солнца») в Москве. С новой программой Dralion, объединившей Восток и Запад и связавшей четыре стихии – воду, воздух, землю, огонь. Кажется, все счастливы. Но после нескольких номеров понимаешь: чуда не случится, и на следующий день представление теряется в закоулках памяти среди череды рядовых событий.
Будем откровенны: «Цирк Солнца» – это всегда ожидание чуда. Его предвосхищение порой оказывается сильнее самого действа – так было, когда показывали Kooza. Порой же волнующее ожидание оказывается лишь бледной тенью того восторга, который испытываешь впоследствии: к этому нас приучили Alegria и Varekai. Dralion должен был стать чем-то из этой области: этнические мотивы, богатая программа, шумиха и ажиотаж. Никого не смутил даже формат – выступление должно было пройти не под куполом, что привычно, когда мы говорим о «Цирке Солнца», а во Дворце спорта «Лужники». Но превзошло ли новое московское шоу канадского цирка возложенные на него зрительские надежды?
...все находятся в ожидании чуда... |
На формат постановки на аренах Dralion перешел еще в 2010 году, так что это сложно отнести к числу претензий. Узнаваемый язык канадского цирка номинально тоже на месте. Здесь вам и сильные вокальные партии, масса спецэффектов, роскошные костюмы, сложные номера. Однако глаз всегда требует чего-то из ряда вон выходящего. Сознание просит запоминающейся истории с интригующим сюжетом, завязкой и кульминацией. Как в случае с программой Alegria, которая была пропитана каким-то не поддающимся объяснению волшебством. Вряд ли подобное можно сказать о программе Dralion.
В таком случае, когда сознание лишается пищи, глаз начинает цепляться за мелочи, самой незначительной из которых становится то, как гимнастка задевает ногой люк, поднимаясь под купол. Куда больше смущают ситуации, при которых жонглер роняет шар (впрочем, нельзя не отметить эффектность этого номера: циркач предстает в образе змеи, играющей с упавшими с неба яйцами), акробаты опрокидывают обручи (и здесь следует сделать поправку на зрелищность номера) и делают повторные попытки в прыжках на скакалке. На самом деле к циркачам нет никаких претензий – это сложные номера, а на исполнителей ложится двойная ответственность в связи с премьерой. Потому и слово «смущение» в данном контексте выглядит правильно – это не раздражение и не злость, а именно заминка, неловкое чувство, которое испытываешь, когда результат не оправдывает ожидания.
Проблема скорее всего в драматургии. Во-первых, сегодня вряд ли кого-то можно поразить восточными мотивами. Между тем именно восточная тематика в представлении ставится во главу угла. Во-вторых, в сценарии нет стержня как такового. Номера по большей части выглядят обособленно, не связаны нитью повествования. Программа смотрится на одном дыхании – время пролетает быстро, однако целостности не чувствуется. В памяти остаются избранные номера. Да и противостояние огня и воды – весьма ожидаемый сюжетный ход.
На этом фоне приятно удивляют клоуны. Они вклиниваются в общий ход представления: это тройка, пожалуй, типичных европейцев, оказавшихся в чуждой для себя среде. Попытки карате, братание со зрительским залом, запоминающиеся номера, действительно смешные, – все это обеспечило клоунам внимание и заслуженные аплодисменты публики. Не обошлось без секретов, один из которых кроется как раз в численном составе – рассказывать о нем мы, впрочем, не станем, потому что этот фокус остается удивительно запоминающимся. Удивительно потому, что не от клоунов мы ждали подобного.
...а запоминаются только
клоуны. Фото Александра Синяева |
Конечно, вполне можно предположить, что нынешний зритель избалован зрелищами и что обычный цирк для него не более чем способ провести выходные. Однако и Cirque du Soleil – далеко не самый обычный цирк. Если привести банальное сравнение с его же программой Alegria, то в глаза бросаются различия в масштабе и динамике происходящего. Alegria (как и «Цирк Солнца» в представлении большинства) – это больше, чем цирк. Это восторг, чистая эмоция, оголенное чувство и неподдельное волшебство. Dralion – качественная постановка со сложными, но не запоминающимися акробатическими номерами, впечатляющей, но не впечатывающейся в память музыкой, интересной, но не уникальной атмосферой.
Знаменитый Ролан Барт когда-то так говорил о театре: мол, я его люблю и даже занимался на непрофессиональном уровне, однако когда в Париж с гастролями приехал «Берлинер ансамбль», потерял всякий интерес, потому что осознал, как далек, исторически сложен путь до совершенства. Так же и с Dralion: «Цирк Солнца» когда-то задал настолько высокую планку, что превзойти ее кому-то, кроме него, было сложно. Но отношение к подобным попыткам конкурентов было весьма снисходительным, имидж не тот. А если же сам канадцы создают постановки, которые проигрывают предыдущим, то ожидание чуда оборачивается его потерей.