Собрание музея знакомит посетителей с работами художниц с XVI века и до наших дней. Фото пресс-службы музея
В Соединенных Штатах 8 марта часто приходится наблюдать комические сцены: европейцы, латиноамериканцы и даже афроамериканцы тщетно пытаются поздравить прекрасный пол с Международным женским днем, но каждый раз сталкиваются с нескрываемым удивлением и даже потаенным опасением насчет вероятности «неумышленного сексуального домогательства».
Дело в том, что рядовые американцы понятия не имеют о факте существования Международного женского дня, но каждый год во второе воскресенье мая традиционно празднуют так называемый День матери. Что касается марта, то по решению Конгресса США вот уже на протяжении почти трех десятилетий именно в это время проводится месячник женской истории.
В марте в школах, университетах, библиотеках, музеях и других культурно-образовательных учреждениях организуются лекции, семинары, дискуссии, а также демонстрируются фильмы, рассказывающие о вкладе женщин в развитие истории США и тех из них, кто сыграл определяющую роль в борьбе за равноправие полов.
Особый интерес по традиции вызывают женщины-политики, ученые, деятели литературы и искусства. Именно их деятельности на благо страны посвящается большинство торжественных мероприятий, проводимых в этом «женском» месяце как государственными, так и общественными организациями.
Вашингтонский Национальный музей женщин в искусстве, аналогов которому, пожалуй, нет в других странах мира, не ограничивает свою просветительскую деятельность лишь месяцем мартом. Этот уникальный музей был открыт усилиями супругов Холлидэй – коллекционеров произведений изобразительного искусства. Вильгельмина и Уоллес Холлидэй начали их собирать в 1960-е годы. Пораженные красотой натюрмортов Клары Петерс – фламандской художницы XVII века, они попытались найти хотя бы какую-либо информацию о ней и о других женщинах-художницах того времени. Однако усилия их оказались тщетными.
И во многом именно эта неудача и подвигла в дальнейшем супругов Холлидэй к целенаправленному коллекционированию произведений искусства, созданных исключительно женщинами. Позднее собранная ими коллекция произведений искусства и стала основой нового, чисто «женского» музея в Америке.
«Портрет дворянки» Лавинии Фонтана – одна из самых ранних работ в разделе искусства XVI–XVII веков. |
Официально же Национальный музей женщины в искусстве был зарегистрирован в 1981 году как частная некоммерческая организация. Его совет директоров возглавила сама Вильгельмина Холлидэй, а для размещения экспозиций музея специально было приобретено роскошное здание, расположенное в самом центре Вашингтона на Нью-Йорк-авеню, буквально в двух шагах от Белого дома. Понадобилось еще несколько лет, чтобы привести здание в надлежащий порядок, сделать там капитальный ремонт, и уже в 1987 году этот музей открыл свои двери для посетителей. Специально к этой дате была подготовлена выставка произведений американских художниц за столетний период 1830–1930 годов.
Основная цель создания музея – демонстрация работ выдающихся художниц прошлого и современности, как живших и творивших в Америке, так и в других стран мира. Сейчас коллекция составляет свыше 4500 произведений искусства, созданных женщинами начиная с XVI века и по настоящее время. Среди авторов – более тысячи имен представительниц разных стран и эпох, художниц, скульпторов, фотографов.
Что касается постоянной экспозиции, то она включает несколько разделов. Один из них посвящен работам художниц XVI–XVII веков. Особенность этого периода состоит в том, что в те годы профессию художника имели право осваивать исключительно мужчины. Требовала она долгих лет учебы и совершенствования мастерства, а женщинам подобное было почти недоступно, так как их уделом считалось ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.
Между тем многие жены, дочери и сестры художников-мужчин сами учились писать картины. И благодаря своему упорству, настойчивости, таланту и семейной поддержке своими руками стали создавать прекрасные произведения искусства. Так, одна из самых ранних работ этого периода, демонстрируемая в музее, – это «Портрет дворянки», написанный итальянской художницей Лавинией Фонтаной, дочерью болонского мастера Просперо Фонтаны, примерно в 1580 году.
В другом разделе экспозиции представлены работы уже XVIII–XIX веков. Замечу, что и в те годы стать художницей для женщины было неимоверно трудно. Только к концу XVIII века престижная в те времена Французская академия изящных искусств приняла в свои ряды лишь четырех женщин. А еще более консервативная Английская королевская академия искусств предоставила женщинам-художницам только два места.
Первоначально в здании музея располагался масонский храм, затем кинотеатр, а в 1980-е его приобрела Вильгельмина Холлидэй. Фото пресс-службы музея |
Отдельного рассказа заслуживают залы, посвященные работам женщин-художниц XX века. По оценкам специалистов, с 1900 по 1980 год бурный технический прогресс во многом способствовал изменению философско-культурных взглядов на место и роль женщины в обществе. И тем самым появились новые возможности именно для женщин во многих сферах деятельности проявить себя – включая изобразительное искусство. Так, мало кто знает, что знаменитая французская актриса Сара Бернар была еще и талантливым скульптором, ее работу «После шторма» можно и сегодня увидеть в стенах музея. Неслучайно, что именно в этот период женщинам принадлежала очень важная роль в развитии новых направлений изобразительного искусства – абстракционизма, экспрессионизма и минимализма. А в 1970-е годы прошлого века возникло уже движение феминисток, они стали активно пропагандировать именно женское искусство.
Одна из самых значимых работ – «Автопортрет, посвященный Льву Троцкому» мексиканской художницы Фриды Кало. Страдая полиомиелитом, перенеся несколько десятков операций на позвоночнике – последствия автокатастрофы, – Кало никогда не соглашалась со статусом пожизненного инвалида и, превозмогая постоянные боли, всегда боролась за свою творческую идентичность.
Помимо живописи, музей хранит коллекции гравюр и акварелей XVIII века с изображениями растений, по большей части цветов, работы британских и ирландских женщин – серебряных дел мастериц, а также коллекции редких книг, рассказывающих о жизни и творчестве женщин-художниц.
Важной направленностью работы музея является организация выставок картин – как американских, так и зарубежных художниц. В 2003 году, когда отмечалось 300-летие со дня основания Санкт-Петербурга, в Вашингтонском музее женского искусства с большим успехом прошла выставка из собраний Эрмитажа под названием «Императорская коллекция: женщины-художницы», где демонстрировались работы лучших европейских художниц XVIII–XIX веков, среди них Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен и Кристина Робертсон.
Сейчас же в стенах «женского музея» проходят две выставки. На одной из них демонстрируется коллекция декоративно-прикладных предметов, выполненных из кусочков ткани. Традиционно шитьем из разных кусочков ткани занимались именно женщины. На выставке – работы американок, созданные в период XVIII–XX веков, предоставленные как Бруклинским музеем декоративно-прикладного искусства в Нью-Йорке, так и частными коллекционерами. Эти одеяла, настенные панно, яркие скатерти выполнены из самых различных материалов – шелка, бархата, шерсти. Они украшены вышивкой и кружевом и разнятся по стилю, формам и технике исполнения. Пик популярности таких изделий в Америке приходится на годы окончания Первой мировой войны и времен Великой депрессии (1929–1933), когда большинство жителей Соединенных Штатов в тяжелых экономических условиях не выбрасывали старые и поношенные вещи, а разрезали их на лоскуты, из которых потом шили одеяла, покрывала и скатерти.
Почти в каждой семье, приехавшей в Новый Свет, были женщины, которые шили такие одеяла-покрывала. Они учили своих дочек и внучек этому искусству, причем каждое новое поколение привносило какие-то свои элементы декора, иногда связанные с модой. А иногда это были просто творческие находки той или иной мастерицы. В Америке много семей, которые из поколения в поколение бережно хранят все эти предметы и никогда не используют их в бытовых целях, только изредка демонстрируют гостям.
Другая выставка в музее посвящена празднованию 75-летнего юбилея американской феминистки Джуди Чикаго. Ее самая известная работа называется «Торжественный ужин». Представляет она собой огромный стол в форме треугольника, сервированный на 39 персон, причем напротив каждого прибора установлена табличка с именем женщины, внесшей значительный вклад в историю развития человеческой цивилизации. А на полу возле этого стола мадам Джуди написала еще 999 имен женщин, оказаших, по ее мнению, существенное влияние на развитие американской и мировой истории.
Замечу, что оригинал этой работы – «Торжественный ужин» – находится в Нью-Йорке, и по техническим причинам, связанным с перевозкой, он не мог быть доставлен в вашинтонский «женский музей». Но зато в рамках проведения выставки сама художница – активная, кстати, участница феминистского движения 1970-х годов – будет выступать в марте неколько раз.
Вашингтон