Фильм «Легенда № 17» режиссера Николая Лебедева (на фото) получил шесть призов, в том числе и главный.
Важнейшим из искусств у нас в эти дни является спорт. Лишним подтверждением тому стали итоги кинопремии «Золотой орел», а также антураж самой церемонии вручения наград. Лучшим фильмом 2013 года члены Национальной академии кинематографических искусств и наук России признали «Легенду № 17» – киноповесть о жизни знаменитого хоккеиста Валерия Харламова.
Сцена как арена, голосистые подростки с приветственной песней «Мне с детства снилась высота». Статисты-«болельщики» за спинами ведущих (одним из них, кстати, стал спортивный телекомментатор Дмитрий Губерниев). В телеверсии – фокус на рядом сидящих Никиту Михалкова и Вячеслава Фетисова (почти в традиции чеканных двойных профилей Маркса–Энгельса). Да, устроители «Золотого орла» явно старались быть в тренде предолимпийских дней. И своим посещением церемонию удостоили чиновники всех мастей. Первым на сцену поднялся министр культуры Владимир Мединский – зачитал послание президента Путина, а от себя добавил: «Я очень люблю российское кино и честно не пропускаю ни одной премьеры… Мы очень хотим, чтобы наше кино было разножанровым, чтобы художники могли выразить себя через свои фильмы, чтобы как можно больше людей ходили в кино, чтобы наше кино воспитывало и вдохновляло, в том числе на труд, подвиг и великие дела». Как предчувствовал министр победу в главной номинации воспитательного фильма «Легенда № 17», сделанного силами компании Никиты Михалкова «Тритэ». Кроме главного «Орла», эта картина Николая Лебедева была удостоена наград за лучшие сценарий, музыку, монтаж и роли второго плана (отмечены Нина Усатова в образе решительной врачихи и Владимир Меньшов в роли партийного функционера-куратора). Второй «эшелон» призов ушел к группе фильма «Географ глобус пропил»: как лучший режиссер отмечен Александр Велединский, а из всех, кто был номинирован в категории «Главная роль», первыми стали Константин Хабенский и Елена Лядова, они сыграли супругов Служкиных в картине по известному роману пермского писателя Алексея Иванова. Еще один приз из основной «колоды» за лучшую операторскую работу вручили Максиму Осадчему, он стоял за камерой на проекте Федора Бондарчука «Сталинград». Больше фильму ничего на «Орле» не досталось. Напомним, что «Сталинград» стал досадным конкурентом «Легенды» в возможности быть представленной от России на «Оскар». На суд американских киноакадемиков послали «Сталинград», теперь «Легенда» взяла реванш на празднике киноакадемиков российских.
К чести «Золотого орла», надо отметить: не в какую-нибудь дебютную, а аж в главную номинацию «Лучший игровой фильм» включили хулиганский опус «Горько!», который был снят за небольшие деньги в качестве эксперимента и буквально взорвал осенний прокат. Пусть эта страшноватая история о приморской свадьбе ничего не получила на «Орле», но уже здорово, что попала она в компанию с одиозными «Легендой № 17», «Сталинградом», с добротным «Географом» и анимационным фильмом классика Георгия Данелии «Ку! Кин-дза-дза». Георгию Николаевичу Никита Михалков вручил специального «Орла» «За неувядаемый талант, за мужество», предваряя вручение в номинации «Лучший игровой фильм года» (где неожиданно всплыл анимационный авторемейк Данелии) и, очевидно, полагая, что главная награда обойдет мэтра…
12-я церемония вручения премии «Золотой орел», как ни старались ее оживить бодрым олимпийским колоритом, прошла так же ровно и скучновато, как обычно. Амбиции устроителей тяготеют к строгому стилю мировых церемоний, но препятствием к успеху всегда становится абсолютная неготовность нашей публики сопереживать и радоваться. Публику всегда на «Орле» составляют не только из кинематографистов. Велика доля чиновников, деятелей шоу-бизнеса, телевидения. Много гламурных девушек и молодых людей неопределенных занятий – кто это такие, остается загадкой. Таким образом, зал неоднородный и по большей части равнодушный к сути мероприятия. Лица напряженные – как у сидящих в зале, так и у стоящих на сцене. Частенько со сцены в качестве речей несется косноязычная банальщина, огонька происходящему отнюдь не придающая. Живые слова редки и тем дороже. Хорошо сказал в этот раз Карен Шахназаров, хозяин площадки («Золотой орел» традиционно проходит в стенах Первого павильона «Мосфильма»): «У режиссера дерзкая работа – создавать свой мир». Карен Георгиевич вручал приз в номинации «Лучшая режиссерская работа», доставшийся в итоге Александру Велединскому за работу над фильмом «Географ глобус пропил». Мир Шахназарова – не только его собственные фильмы, но и киноконцерн «Мосфильм», которому на следующий день, 30 января исполнилось 90 лет. Таких пышных торжеств, как церемония вручения «Золотых орлов», по случаю юбилея студии не запланировано. По всему миру пройдут ретроспективы, выставки афиш, костюмов. Когда-то «Мосфильм» был главной студией огромной страны, теперь это база для работы многих студий. Но историю тут чтут, архивы и богатое наследство в полном порядке. Кинематографисты по-прежнему предпочитают работать здесь, хотя сейчас есть альтернативы. Есть уже, кстати, павильоны больше, чем знаменитый Первый павильон «Мосфильма». Но Первый – сакральное место для киношников разных поколений. Здесь снимали великие. Странно, что накопленная энергия не до конца пробивает скуку атмосферы на «Золотом орле».