Художник Владимир Яшке на открытии своей выставки. Фото автора
Владимир Яшке – знаковый художник неофициального искусства Ленинграда и Петербурга. Экспозиция под названием «Персональный рай», открывшаяся в Мраморном дворце, – его первая персональная выставка и своеобразный подарок к 65-летию автора. Устроители отобрали около ста произведений живописи и пастели из частных собраний Москвы и Петербурга, две картины из фондов самого Русского музея.Уроженец Владивостока, Владимир Яшке чуть было не стал моряком по примеру своего отца, но рано проявившиеся способности к рисованию определили его судьбу. Затем последовали годы учебы в Московском полиграфическом институте и путешествие по Крыму. Солнечная, живительная природа юга повлияла на общую тональность живописи Владимира Яшке и по сей день присутствует в его работах.
В конце 1970-х годов Яшке перебирается в Ленинград, начинает выставляться, ему оказалось близко искусство неофициальных художников, он присоединяется к группе «Митьки». Участники творческого объединения наградили его прозвищем «дедушка». Владимир Яшке был не только самым старшим из них, но его однажды найденный творческий почерк и образ мыслей полностью совпадали с идеями «Митьков». Яшке почти сразу начинает принимать участие в большинстве выставок «Митьков», но, несмотря на тесную дружбу и работу с коллегами по цеху, он никогда не терял своей художественной индивидуальности.
Живопись Владимира Яшке – хорошо узнаваема, его пастозные мазки превращают полотна в подобие скульптурного рельефа, а яркая палитра имеет особый теплый колорит, в который погружены персонажи картин. Художник редко пишет портреты с современников, он творит свою мифологию или персональный рай – веселый, пестрый мир, полный беззаботности, романтики и юмора.
Выставочное пространство условно поделено по тематике, а не по хронологии. В первом зале – настоящие райские кущи – пышная южная природа на полотнах художника, все ярко и изобильно – могучие пальмы, разноцветные попугаи, синее море. Любимые темы автора: пляжи, залитые солнцем, сценки в кафе, городские улицы, случайные прохожие, портреты девушек – это и воспоминания, и грезы, и реалии сегодняшней жизни. Пейзажи и натюрморты написаны крупными мазками сочных масляных красок, с богатой, физически ощущаемой фактурой, они перенасыщены деталями – художник стремится передать ощущение жизненной энергии.
Круг «фирменных» тем сформировался почти сразу после начала творческой деятельности, но главная героиня – прекрасная Зинаида Морковкина – пришла в 1990-е годы. Немного вульгарная рыжеволосая девица стала своеобразной музой художника. Она часто появляется в его работах, образуя целый цикл – то веселится в компании матросов, то просто сидит на стуле в условном интерьере или лежит полуодетая на диване («Зинаида Морковкина с иностранными мареманами», «Зина и птичка»). Многоликая и загадочная Зинаида символизирует полнокровную земную красоту, через ее образ художник показывает и мимолетность жизни («Три возраста»).
Более сдержанны, строги работы, посвященные ставшему родным художнику Ленинграду-Петербургу. Городские пейзажи определяются местами обитания художника – воспетая питерским фольклором Лиговка, фабричная Боровая, окрестности Владимирского собора.
Источником вдохновения для Владимира Яшке
стали французские художники конца XIX века. Фото автора |
Владимир Яшке наблюдает за «миром, проплывающим мимо», пытается запечатлеть проходящую людскую толпу, в которой не важен человек – поэтому лица прохожих стерты, смазаны. Еще более потерянными выглядят герои картины «Фантазия в старинном духе», напоминающие гротески Гойи или эскизы Ван Гога.
Сам северный город в интерпретации художника иной, будто из какой-то другой реальности, где всегда хорошая погода и светит солнце. Петербург видится мастеру неким шумным и беззаботным Парижем, который пытались запечатлеть на своих полотнах импрессионисты. У Владимира Яшке вообще много общего с французскими художниками, чьи картины послужили ему источником вдохновения. В картине «Дама в шляпе» или «Зинаида в солнечный день» легко угадывается влияние Ренуара, Тулуз-Лотрек проявляется в «Лежащей, с закинутыми руками», а общая красочность картин, господство цветового начала и контура напоминает о работах группы «Наби», в частности Пьера Боннара и Мориса Дени.
В творчестве Яшке можно обнаружить и стилизации в духе китайской живописи и японской гравюры («Китайский поэт Ли Бо», «Подруга Ли Бо»). Он придумал себе подпись-бабочку, напоминающую именную печать восточных мудрецов. Подобно мастерам примитива или Михаилу Ларионову, Владимир Яшке часто подписывает свои работы или оставляет комментарии прямо на картинах.
Эти множественные реминисценции, которые могли бы показаться вторичными для европейского искусства, в картинах Яшке гармонично переплетаются. Современное искусство, основанное на такой знакомой классике, принимается и воспринимается легче.
Однажды увиденные детали, мотивы перерабатываются и приобретают новое звучание, оказывающееся таким близким и желанным для коллекционеров, которые покупают работы Владимира Яшке, едва на них успевает высохнуть краска.