Большинство посетителей выставки – молодые дизайнеры и фотографы. Фото Веры Ветровой
До конца января в помещении Мультимедиа Арт Музея на Остоженке можно будет увидеть почти 100 фотографий, отобранных куратором выставки Russia in Vogue Ольгой Свибловой.
Экспозицию приурочили к 15-летию отечественной версии журнала Vogue, и большая часть из выставленного – лучшие снимки, связанные с Россией, появлявшиеся на страницах этого глянца.
Каждая страна своей историей и традициями неоднократно вдохновляла на модные съемки фотографов и стилистов, а наше бесконечно богатое отечество – тем более. Но устроители справедливо абстрагировались от стандартного набора, зачастую ассоциируемого с матрешкой–водкой–балалайкой, вычленив ключевые образы, которые отождествляются с Россией в сознании европейцев и американцев.
Оказалось, западная культура восхищается иными именами, которые порой не очень известны нам самим. «Пожирательница гениев» – так прозвали Мизию Серт – модель Ренуара и Тулуз-Лотрека, покровительницу художников и поэтов. На черно-белом снимке Хорста П. Хорста она прогуливается среди столиков венецианского кафе со своей собачкой.
Леди Абди, или Ия Ге, племянница художника Николая Ге, запечатлена Сесилом Битоном в 1934 году. Абди дружила с Тамарой Лемпикой и Жаном Кокто, считается, что именно она ввела моду на высоких манекенщиц. В качестве иконы стиля Абди часто появлялась на страницах Vogue.
Покорившая Европу в Дягилевских сезонах Ида Рубинштейн застыла в танцевальном па, муза всей жизни Дали – Гала – позирует вместе со знаменитым мужем, недалеко от них пример другого союза – Илья и Эмилия Кабаковы. Русская эмиграция представлена портретами Иосифа Бродского, Федора Шаляпина, Владимира Набокова, Эрте и Марка Шагала…
Но модные съемки, вдохновленные Россией, – это прежде всего балет. Вот фотография 1939 года – лица балерин неразличимы, скорее они олицетворяют едва уловимый образ танца.
Монохромные съемки заснеженного Петербурга
напоминают о дореволюционной России. Фото Веры Ветровой |
Проступающие тени фигур в воздушных пачках принадлежат труппе «Русского балета Монте-Карло».
Иные съемки 2013 года – избранные балерины Мариинского театра, среди которых Алина Сомова, которая, кажется, без усилий удерживает равновесие на пуанте одной ноги, стоя на сцене родного театра, и Мария Семеняченко, по замыслу Патрика Демаршелье, выполняющая спортивные упражнения.
Игра с советскими символами – модель Джерри Холл, невозмутимо читающая газету на Красной площади, считается одной из лучших съемок 1970-х годов. После падения железного занавеса завоевания СССР – космонавтика и красочные парады на 1 мая агитационные плакаты Родченко остаются такими же востребованными темами для глянца.
Золотые купола церквей, усеянная опавшими осенними листьями трава, на которой лежит юная девушка в белом платье, похожая на фарфоровую куклу, заснеженный и загадочный Петербург с прогуливающейся незнакомкой – эти сюжеты модных съемок напоминают скорее о дореволюционном прошлом России. Невозможно не обыграть и морозный день, и масленичные гулянья, лес с тонкими березками, румяных барышень в капоре из соболя и платьях из цветного бархата. Мода на все русское воцарилась на Западе после суперуспешного фильма «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака. Поэтому звезда 1970-х годов Лорен Хаттон в объективе Дэвида Бейли стилизована под Лару, главную героиню произведения.
И, кажется, тема русской красавицы в мехах и снегах вечная. Фотограф Эллен фон Унверт также эксплуатирует образ Лары, который воплощает уже главная русская топ-модель нашего времени Наталья Водянова.