Умберто Даттола превратил обычную мебель в гигантские фантазийные творения. Фото предоставлено пресс-службой
Ежегодная Dutch Design Week, проходящая в городе Эйндховене на юге Голландии, – годовой отчет о лучшем из созданного в мире дизайна. Город на время недели дизайна заполнился толпой любопытных, веселых людей, которые с удовольствием рассекали на велосипедах и на фирменных Mini, пробовали кофе и чаи собственного «дизайна», высокую «новую кухню» от заезжих шефов, любовались уникальными авторскими шкафами, коврами и люстрами, стоившими десятки тысяч евро, и покупали сделанные на 3D-принтере колечки по 30 евро.
«Старые», традиционные площадки Dutch Design Week показали общий уровень представленных работ гораздо выше, чем он был год или два назад. Появилось много новых имен и новых идей – хотя совершенно удивительно, как можно придумывать все новые стулья или лампы! Оказывается, можно. В рамках выставки Design Future в индустриальных интерьерах Klokgebouw (бывший завод Philips по производству бакелита) кашпо из яичной скорлупы Eggpot (дизайнер Шива Раштьян) выставлялись наравне с фантазийными стульями-скульптурами на извивающихся трехметровых ножках (дизайнер Умберто Даттола). Простые прямоугольные столы на семи-восьми резных колоннах, прорастающих насквозь через столешницу и превращающихся в подсвечники (дизайнер Аннебет Филипс), соседствовали с розовой коллекцией предметов от Brekel & Strekel. Вещи последних призывали развеять страхи и преодолеть стереотипы: силиконовый молоточек и зеркало, которое им можно разбить, похожий на бомбу масляный светильник-неваляшка, который не страшно поджечь, кукольные головы с гнездами для подзарядки телефонов и др.
Множество идей было связано с переосмыслением роли вещей в жизни человека. Куратор Дэвид Шрингли даже сделал специальную выставку Objects to Play, «Объекты для игры», где представил ковер из нескольких геометрических фигур, по-разному компонующихся между собой, а также светильники, яркость которых можно менять с помощью ключа или перемещая деревянный шарик по двум металлическим направляющим.
Но дизайнерские предметы – это отнюдь не главное, что голландцы в этот раз представляли международной общественности. Дизайн в Голландии так прочно вошел в обыденную жизнь, что новой мебелью или аксессуарами здесь никого не удивишь. Речь идет все чаще о том, чтобы «дизайнировать» процессы, а проще говоря – саму жизнь. На отдельной выставке в Дизайнхаусе были собраны дизайнерские разработки в области медицины и здоровья. Там были и особенные предметы, одновременно похожие на камни и на ложки, они помогают больным детям с нарушенной координацией движений научиться есть с помощью обычных приборов. И специальный автомат, испускающий запахи еды, – он нужен страдающим болезнью Альцгеймера, которые часто забывают о приеме пищи и вследствие этого сильно недоедают. Много подобных разработок было и среди работ выпускников Эйндховенской академии дизайна этого года, выставка которых традиционно проходит одновременно с Неделей дизайна. Например, новоиспеченный бакалавр Гинтаре Серняускате в качестве дипломной работы разработала решетчатую конструкцию, заменяющую гипс на сломанной руке или ноге, – этот фиксатор делается индивидуально, методом 3D-печати и позволяет на пару месяцев раньше начать физиотерапию, что может кардинально улучшить сращиваемость костей. Лиза Лагемат сшила объемные мягкие сумки-подушки, с которыми можно вздремнуть в путешествии, в автобусе по дороге на работу или где-нибудь в парке, если вы хронически недосыпаете ночью. А Барт Айсинк Сметс придумал пластиковые мужские фигуры в натуральную величину, которые можно посадить с собой за стол, когда не хочется обедать в одиночестве, или у постели больного в палате, чтобы он не чувствовал себя покинутым. И все перечисленное – это не из ряда вон выходящие вещи, в Эйндховене они воспринимаются вполне буднично.
Поесть в уютных кафе и оценить новинки дизайна
можно было одновременно |
Другим глобальным трендом Голландской недели дизайна этого года стало соединение хлеба и зрелищ (в данном случае – дизайна и еды): перекусить и выпить чашку кофе или бокал вина можно было практически в любом из отмеченных на карте Dutch Design Week месте. С десяток площадок вообще работали под девизом Eat, Drink, Design. Среди них – неожиданные и крайне интересные новые. Если до этого в Эйндховене главным источником площадей для выставок и галерей являлись бывшие цеха давно закрывшихся заводов, то сейчас в ход пошли уже старинные и культурно значимые здания. В частности, несколько выставок, магазинчик, кофе-бар и два отличных временных ресторана работали в бывших казармах, много лет недоступных для посещения даже местным жителям. Место назвали Kazerne, «Казарма», и оно обещает не только стать постоянной площадкой Недели дизайна, но и одной из городских достопримечательностей. Также под выставочный зал и кафе в этот раз задействовали одну из городских церквей. Как объясняют местные, религией тут не увлекаются, поэтому освободившиеся за ненадобностью здания перепрофилируют, а пустовавшую уже лет 20 церковь Святого Антония так и вовсе продали в частные руки. И эти кощунственные руки устроили под сводами экстравагантные инсталляции из ржавых велосипедов, куч песка и груд мусора, а в уголке открыли небольшой ресторанчик с небольшим, но очень вкусным меню. Называлось все мероприятие Last Supper – «Последний ужин».
Наиболее же необычным был гастрономический опыт, который предлагался молодым дизайнером Жинхун Леон, прошлогодней выпускницей Дизайн-академии, совместно с шефом мишленовского ресторана De Treeswijkhoeve Диком Мидделвердом. Называлось все действо «Стимулы. Чувственный ужин» и состояло из полноценного ужина с вином и дегустацией различных сочетаний вкусов (например, посыпанного солью арбуза с текилой и капусты кимчи с «Наполеоном» из тонких спеченных ломтиков лимона), текстур и необычных ложек. Жинхун Леон утверждает, что форма, цвет и неровная, объемная или пузырчатая поверхность ложек способны изменить вкус поедаемых блюд. Что и предлагалось попробовать участникам этих вечеров, стимулирующих все чувства одновременно. Собственно, современный дизайн таков и есть: не только радует глаз, но и зачастую ласкает слух, греет, ублажает, выполняет желания и даже решает проблемы.