0
2653
Газета Люди и положения Интернет-версия

25.10.2013 00:01:00

Платформа культурного обмена

Тэги: Турция, культура, ярмарка


Турция, культура, ярмарка

В Стамбуле сложилась очень привлекательная арт-среда. Фото с сайта www.contemporaryistanbul.com

С 7 по 10 ноября в Стамбуле пройдет восьмая Contemporary Istanbul (CI), крупнейшая на Ближнем Востоке ярмарка современного искусства, пригласившая в этом году Россию в качестве специального гостя. Это третье подобное участие страны после греческой Арт-Афина в 2007 году и Arco в Мадриде в 2011-м. Специально для «НГ» с руководителем CI Али ГЮРЕЛИ о международной стратегии ярмарки и особенностях турецкого арт-рынка поговорила Анастасия ДОКУЧАЕВА.

– На 16 тысячах метров вы представите 92 галереи из 21 страны. Что привлекает галеристов и коллекционеров на CI?

– Когда мы начали CI в 2006 году, то решили, что она будет в первую очередь платформой культурного обмена. Люди приезжают на арт-ярмарки не только с целью показать или продать искусство, они хотят знакомиться и видеть новое. В Стамбуле сложилась очень привлекательная арт-среда. Открываются новые музеи и галереи. За последние 10 лет количество университетов в стране достигло 160–170 (а было около 50), количество художественных факультетов возросло с 5 до 30. Поэтому все большее число людей в Турции вступает в сферу искусства, и это привлекает кураторов, исследователей, художников из множества других стран.

– Количество турецких коллекционеров за последние годы возросло невероятно, они активны по всему миру, какова причина? 

– Сейчас период изменений. В стране за восемь лет средний годовой доход вырос с 3 тысяч до 11 тысяч долларов, а к 2023 году должен достичь 25 тысяч, что показывает общий экономический фон. Поэтому на арт-рынке есть и большие и малые денежные средства, и значительный интерес к приобретениям, причем совсем не обязательно инвестиционный. Для примера: сейчас в Стамбуле строится около 250 тысяч домов по абсолютно новым технологиям, в частности устойчивых к землетрясениям. И в этих домах есть стены – почти миллион стен для искусства! Очень активны молодые коллекционеры. 

Хотя существует множество собирателей и среди людей среднего возраста, но сформировалось уже третье-четвертое поколение молодых успешных бизнесменов и глав компаний, которые гораздо раньше, чем наше поколение, узнают и начинают покупать современное искусство. Я столкнулся с ним в 26 лет, а они уже бывают на выставках и ярмарках в 18.

 – Изменилась ли ситуация для художников? 

– Невероятным образом! Скажем, 8–10 лет назад художники в первую очередь должны были искать деньги, просто чтобы выжить, 90% из них было в чрезвычайно тяжелом положении. Сейчас уже не галерея соглашается работать с художником, но сам художник выбирает галерею исходя из того, как она будет продвигать его искусство, в том числе представляя на мировых арт-ярмарках. 

Али Гюрели
Али Гюрели уверен в дальнейшем успехе 
стамбульской ярмарки современного искусства. 
Фото пресс-службы ярмарки

– Как вы выбираете галереи – участницы для CI?

– Мы смотрим на выставки галереи и где они проводились, участвовала ли она в больших международных ярмарках. Это все большая коммуникационная сеть, все влияют друг на друга, поэтому мы приглашаем активные галереи, с серьезными контактами и коллекционерами. Также мы внимательно смотрим на художников, которых они хотят представить. Иностранные галереи мы принимаем или нет, это решает интернациональный отборочный комитет, но турецким галереям иногда советуем, каких художников стоит показать. 

– Вы влияете на арт-рынок гораздо более мощно и разнопланово, чем просто площадка для экспонирования галерей. Расскажите о стратегии CI.

– За последние пять-семь лет мы поняли, что на турецком арт-рынке есть много недостающих элементов. Например, нет действительно активной ассоциации галерей. Галереи не всегда знают, как начать дело, как реагировать на изменения. Некоторое время назад открыть галерею в Стамбуле было очень легко, но сейчас люди понимают, что эта система преобразовалась в настоящий бизнес, который требует капитала, ноу-хау, планирования. И если чего-то нет, бизнес не работает! Мы собираем конференции, даем рекомендации. Недостает предметов искусства, которые требуют длительных вложений, высококачественного и дорогого производства. Чтобы стимулировать его создание, мы открыли некоммерческую арт-резиденцию в Бодруме. Галеристы часто хотят быстрой отдачи, быстрого роста цены, с тысячи долларов до 15 тысяч за три года. Но это грозит таким же быстрым обрушением! Кроме того, обнаружилось, что не хватает законодательного участия правительства. Мы постоянно работаем с ним, пишем отчеты, подаем заявки, делаем конференции, собираем людей для обсуждения. Мы уже успешно помогли малым и средним галереям. Это особенно важно, поскольку на их благополучии основывается здоровье всей системы, как в любом бизнесе. Три года назад эти галереи не рассматривались в качестве коммерческого предприятия. Мы предложили правительству изменить это и смогли убедить их. Теперь галереи могут обращаться за государственной помощью, и это работает. Например, 17 турецких галерей для участия в предстоящей CI получили от правительства половину суммы взноса. В следующем году, я уверен, все остальные также обратятся за господдержкой! Сейчас мы лоббируем законопроект о снижении НДС для коллекционеров с 18%, что очень высоко и убивает мотивацию покупать искусство, особенно для корпоративных коллекций. 

– У вас существенная международная программа. 

– Если страна хочет в будущем устойчивости и процветания, нужно помнить о треугольнике – экономика, здоровая политика и культурные связи. Когда нет какой-то составляющей, успех легко сменяется спуском. А для развития культуры необходимо огромное количество международных связей, нужно быть везде и знать всех, и все остальные должны знать вас и искусство вашей страны. Так произошло и с китайским искусством, о котором 10–15 лет назад никто не знал, а сейчас за него платят шестизначные суммы. В этом году мы устраивали специальные приемы на Arco в Мадриде, где Турция была приглашенной страной, а также на Арт-Дубае, на Арт-Базеле и на открытии венецианской биеннале. Мы делаем некоммерческие выставки турецкого искусства за границей при поддержке правительства. Места проведения мы выбираем по экономической мощи страны и, очень важно, по отношению к искусству у людей, и выбираем места, где оба фактора совпадают. Мы делали выставку в Северной Корее в прошлом году, в следующем году это будет Сан-Паулу, Лондон и, возможно, Дубай. Кстати, мы привлекли к сотрудничеству Turkish Airlines, и они дают нам очень хорошие цены, а для перевозок на CI дали 30-процентную скидку, что важно для нас и галерей. 

– А какова средняя цена за работу на CI? 

– В прошлом году общая стоимость выставленных работ была 96 миллионов долларов, это значит, что средняя стоимость работы была около 35 тысяч. И около 65% работ было продано. Если галереи спрашивают совета, мы говорим, что для успеха лучше представлять разные цены, от 10 до 60 тысяч, в зависимости от художника, конечно. 

– Почему в этом году Россия приглашена как страна-гость? 

– Каждый год мы приглашаем одну из близлежащих стран, мы хотим знать их искусство и основных деятелей. Они, в свою очередь, узнают больше и о турецком искусстве. Это всегда обмен. Мы уже приглашали Иран, Сирию, страны Залива. А из русских галерей у нас была представлена только галерея Марины Гисич в прошлом году. В этом году мы сделали особую скидку для русских участников, отобрали 15 наиболее интересных и послали им приглашение. В результате приедут семь: из Петербурга Галерея Марины Гисич, ALGallery, Art re.Flex Gallery, галерея Anna Nova, из Москвы POP/OFF/ART и Galerie Iragui и Galerie Blue Square, представляющая русское искусство в Нью-Йорке. Мы устроим специальный прием, куда пригласим и остальных участников и гостей CI, чтобы все могли познакомиться. На трехдневную конференцию CI-dialogues, посвященную новым технологиям в искусстве, мы также пригласим русских. Мы очень хотели бы развить отношения с Россией! А в следующем году приглашенной страной будет Китай. Кстати, и Turkish Airlines только что начали летать туда. 

– У CI разнообразная некоммерческая программа. 

– Мы отвели тысячу метров под проект Plug-in, посвященный новым медиа, фото и видео, и дали галеристам возможность бесплатно показать здесь художников, работающих в этой области. Эта идея пришла ко мне в Северной Корее, когда я был на биеннале в Гуанджоу и увидел, что большинство работ – новые медиа. Мы будем развивать это направление и года через три сделаем из него самостоятельную ярмарку. Также в некоммерческой программе будет представлен амбициозный берлинский проект Хумбольд Форум, выставка-перформанс Германа Нича, групповая выставка ведущих венских художников, аудиовидеоинсталляция Риоши Курокава. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1845
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
2600
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2621
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
3456

Другие новости