С 7 по 10 ноября в Стамбуле пройдет восьмая Contemporary Istanbul (CI), крупнейшая на Ближнем Востоке ярмарка современного искусства, пригласившая в этом году Россию в качестве специального гостя. Это третье подобное участие страны после греческой Арт-Афина в 2007 году и Arco в Мадриде в 2011-м. Специально для «НГ» с руководителем CI Али ГЮРЕЛИ о международной стратегии ярмарки и особенностях турецкого арт-рынка поговорила Анастасия ДОКУЧАЕВА.
– На 16 тысячах метров вы представите 92 галереи из 21 страны. Что привлекает галеристов и коллекционеров на CI?
– Когда мы начали CI в 2006 году, то решили, что она будет в первую очередь платформой культурного обмена. Люди приезжают на арт-ярмарки не только с целью показать или продать искусство, они хотят знакомиться и видеть новое. В Стамбуле сложилась очень привлекательная арт-среда. Открываются новые музеи и галереи. За последние 10 лет количество университетов в стране достигло 160–170 (а было около 50), количество художественных факультетов возросло с 5 до 30. Поэтому все большее число людей в Турции вступает в сферу искусства, и это привлекает кураторов, исследователей, художников из множества других стран.
– Количество турецких коллекционеров за последние годы возросло невероятно, они активны по всему миру, какова причина?
– Сейчас период изменений. В стране за восемь лет средний годовой доход вырос с 3 тысяч до 11 тысяч долларов, а к 2023 году должен достичь 25 тысяч, что показывает общий экономический фон. Поэтому на арт-рынке есть и большие и малые денежные средства, и значительный интерес к приобретениям, причем совсем не обязательно инвестиционный. Для примера: сейчас в Стамбуле строится около 250 тысяч домов по абсолютно новым технологиям, в частности устойчивых к землетрясениям. И в этих домах есть стены – почти миллион стен для искусства! Очень активны молодые коллекционеры.
Хотя существует множество собирателей и среди людей среднего возраста, но сформировалось уже третье-четвертое поколение молодых успешных бизнесменов и глав компаний, которые гораздо раньше, чем наше поколение, узнают и начинают покупать современное искусство. Я столкнулся с ним в 26 лет, а они уже бывают на выставках и ярмарках в 18.
– Изменилась ли ситуация для художников?
– Невероятным образом! Скажем, 8–10 лет назад художники в первую очередь должны были искать деньги, просто чтобы выжить, 90% из них было в чрезвычайно тяжелом положении. Сейчас уже не галерея соглашается работать с художником, но сам художник выбирает галерею исходя из того, как она будет продвигать его искусство, в том числе представляя на мировых арт-ярмарках.
Али Гюрели уверен в дальнейшем успехе
стамбульской ярмарки современного искусства. Фото пресс-службы ярмарки |
– Как вы выбираете галереи – участницы для CI?
– Мы смотрим на выставки галереи и где они проводились, участвовала ли она в больших международных ярмарках. Это все большая коммуникационная сеть, все влияют друг на друга, поэтому мы приглашаем активные галереи, с серьезными контактами и коллекционерами. Также мы внимательно смотрим на художников, которых они хотят представить. Иностранные галереи мы принимаем или нет, это решает интернациональный отборочный комитет, но турецким галереям иногда советуем, каких художников стоит показать.
– Вы влияете на арт-рынок гораздо более мощно и разнопланово, чем просто площадка для экспонирования галерей. Расскажите о стратегии CI.
– За последние пять-семь лет мы поняли, что на турецком арт-рынке есть много недостающих элементов. Например, нет действительно активной ассоциации галерей. Галереи не всегда знают, как начать дело, как реагировать на изменения. Некоторое время назад открыть галерею в Стамбуле было очень легко, но сейчас люди понимают, что эта система преобразовалась в настоящий бизнес, который требует капитала, ноу-хау, планирования. И если чего-то нет, бизнес не работает! Мы собираем конференции, даем рекомендации. Недостает предметов искусства, которые требуют длительных вложений, высококачественного и дорогого производства. Чтобы стимулировать его создание, мы открыли некоммерческую арт-резиденцию в Бодруме. Галеристы часто хотят быстрой отдачи, быстрого роста цены, с тысячи долларов до 15 тысяч за три года. Но это грозит таким же быстрым обрушением! Кроме того, обнаружилось, что не хватает законодательного участия правительства. Мы постоянно работаем с ним, пишем отчеты, подаем заявки, делаем конференции, собираем людей для обсуждения. Мы уже успешно помогли малым и средним галереям. Это особенно важно, поскольку на их благополучии основывается здоровье всей системы, как в любом бизнесе. Три года назад эти галереи не рассматривались в качестве коммерческого предприятия. Мы предложили правительству изменить это и смогли убедить их. Теперь галереи могут обращаться за государственной помощью, и это работает. Например, 17 турецких галерей для участия в предстоящей CI получили от правительства половину суммы взноса. В следующем году, я уверен, все остальные также обратятся за господдержкой! Сейчас мы лоббируем законопроект о снижении НДС для коллекционеров с 18%, что очень высоко и убивает мотивацию покупать искусство, особенно для корпоративных коллекций.
– У вас существенная международная программа.
– Если страна хочет в будущем устойчивости и процветания, нужно помнить о треугольнике – экономика, здоровая политика и культурные связи. Когда нет какой-то составляющей, успех легко сменяется спуском. А для развития культуры необходимо огромное количество международных связей, нужно быть везде и знать всех, и все остальные должны знать вас и искусство вашей страны. Так произошло и с китайским искусством, о котором 10–15 лет назад никто не знал, а сейчас за него платят шестизначные суммы. В этом году мы устраивали специальные приемы на Arco в Мадриде, где Турция была приглашенной страной, а также на Арт-Дубае, на Арт-Базеле и на открытии венецианской биеннале. Мы делаем некоммерческие выставки турецкого искусства за границей при поддержке правительства. Места проведения мы выбираем по экономической мощи страны и, очень важно, по отношению к искусству у людей, и выбираем места, где оба фактора совпадают. Мы делали выставку в Северной Корее в прошлом году, в следующем году это будет Сан-Паулу, Лондон и, возможно, Дубай. Кстати, мы привлекли к сотрудничеству Turkish Airlines, и они дают нам очень хорошие цены, а для перевозок на CI дали 30-процентную скидку, что важно для нас и галерей.
– А какова средняя цена за работу на CI?
– В прошлом году общая стоимость выставленных работ была 96 миллионов долларов, это значит, что средняя стоимость работы была около 35 тысяч. И около 65% работ было продано. Если галереи спрашивают совета, мы говорим, что для успеха лучше представлять разные цены, от 10 до 60 тысяч, в зависимости от художника, конечно.
– Почему в этом году Россия приглашена как страна-гость?
– Каждый год мы приглашаем одну из близлежащих стран, мы хотим знать их искусство и основных деятелей. Они, в свою очередь, узнают больше и о турецком искусстве. Это всегда обмен. Мы уже приглашали Иран, Сирию, страны Залива. А из русских галерей у нас была представлена только галерея Марины Гисич в прошлом году. В этом году мы сделали особую скидку для русских участников, отобрали 15 наиболее интересных и послали им приглашение. В результате приедут семь: из Петербурга Галерея Марины Гисич, ALGallery, Art re.Flex Gallery, галерея Anna Nova, из Москвы POP/OFF/ART и Galerie Iragui и Galerie Blue Square, представляющая русское искусство в Нью-Йорке. Мы устроим специальный прием, куда пригласим и остальных участников и гостей CI, чтобы все могли познакомиться. На трехдневную конференцию CI-dialogues, посвященную новым технологиям в искусстве, мы также пригласим русских. Мы очень хотели бы развить отношения с Россией! А в следующем году приглашенной страной будет Китай. Кстати, и Turkish Airlines только что начали летать туда.
– У CI разнообразная некоммерческая программа.
– Мы отвели тысячу метров под проект Plug-in, посвященный новым медиа, фото и видео, и дали галеристам возможность бесплатно показать здесь художников, работающих в этой области. Эта идея пришла ко мне в Северной Корее, когда я был на биеннале в Гуанджоу и увидел, что большинство работ – новые медиа. Мы будем развивать это направление и года через три сделаем из него самостоятельную ярмарку. Также в некоммерческой программе будет представлен амбициозный берлинский проект Хумбольд Форум, выставка-перформанс Германа Нича, групповая выставка ведущих венских художников, аудиовидеоинсталляция Риоши Курокава.