Картина Эдельфельта «Бабы из Руоколахти» – значимая работа финского объединения живописцев. Фото с официального сайта музея
Главный музей Хельсинки, Атенеум, отпраздновал на днях свой 125-й день рождения. В 1888 году на его открытии побывали меньше тысячи человек, с этого времени количество гостей увеличилось в разы. 18 октября Атенеум решил сделать вход для посетителей бесплатным, и всем любопытствующим пришлось постоять в очереди. Ожидание впоследствии было скрашено праздничным пирогом и горячим соком, а также представлением совсем новой, только что открывшейся выставки «Очарование озера – общество художников Туусуланъярви».
В конце ХIX – начале ХХ века на восточном берегу озера Туусуланъярви возникло небольшое, но весьма значимое для развития финского искусства объединение, получившее название «Общество художников Туусуланъярви». Именно здесь, в пяти стоящих неподалеку друг от друга усадьбах, жили и работали выдающиеся мастера, сыгравшие ключевую роль в становлении культуры Финляндии: писатель Юхани Ахо с женой художницей Венни Солдан-Бруфельдт, композитор Ян Сибелиус, поэт Юхана Хейкки Эркко, художники Ээро Ярнефельт и Пекка Халонен.
Общество возникло во время политической нестабильности. На пост нового генерал-губернатора Финляндии был назначен Николай Бобриков, издавший в феврале 1899 года манифест, существенно ограничивающий права финляндского Сейма и положивший начало периоду русификации. Художники чувствовали себя неуютно в Хельсинки, долгие вечера в ресторанах не способствовали творческой деятельности. Необходимо и желательно было выбраться на волю на лоно природы. Однако очень далеко от культурной жизни столицы уезжать не хотелось. И выбор пал на Туусуланъярви, откуда до Хельсинки можно добраться всего за полтора часа. На решение о переезде влияли и другие факторы: небольшие по сравнению с городом расходы на проживание, возможность жить с детьми в более просторных помещениях, а также поблизости поселились художники, имеющие схожие взгляды и увлечения.
Во всех семьях интересовались литературой, музыкой, театром и изобразительным искусством, с удовольствием говорили и спорили о воспитании детей и школьном образовании, об устройстве дома и уходе за садом. Часто устраивались совместные праздники. Все это способствовало формированию сплоченного сообщества единомышленников. Подобные объединения художников существовали в то время и в других городах Европы, например, в подмосковном Абрамцеве.
Особое внимание на выставке, конечно, уделено пейзажу и самому озеру. Оно притягивало каждого по-своему. Юхани Ахо был заядлым рыбаком, а его жена Венни занималась плаванием. Ээро Ярнефельта манили камыши, не раз запечатленные на полотнах, а Яна Сибелиуса вдохновляли крики лебедей и журавлей. Пекка Халонена особенно вдохновляли окружающие пейзажи, он работал на улице даже в самые лютые морозы. На выставке можно увидеть целый ряд его великолепных зимних пейзажей.
Отдельный зал в экспозиции посвящен детскому портрету. Антти, сын Пекки Халонена, вспоминал: «Другие ребята свободно бегали, катались на велосипеде, играли в индейцев. Мы же были детьми художников. Следы наших подошв выбивали камнями на скале, чтобы мы знали, на каком месте на границе суши и воды мы должны стоять. Мы заживо сгорали под солнцем и печально смотрели, как отражается в воде наша свобода». Мальчишки пытались увильнуть от позирования любым способом: ныряли в воду, изворачивались в самые неестественные позы или предлагали написать картину на тему «играющие на берегу дети спрятались за камнем».
Особый интерес представляют полотна с зарисовками приусадебных садов, ведь все художники имели большие участки земли для сада и огорода. С большим нетерпением ждали урожая в семье Халоненов, где было восемь детей. Очень тщательно ухаживала за своим садом Айно Сибелиус. Она писала матери: «Надо все хорошенько подготовить к зиме. Огурцов набрала целую корзину и сегодня буду их солить. Здорово, когда твой труд так щедро вознаграждается». Свое собственное женское пространство она называла «источником умиротворения с удивительной силой воздействия». В песнях и фортепианных композициях Яна Сибелиуса, посвященных цветам и саду, можно почувствовать то же настроение, что и в пейзажах Ярнефельта и Халонена.
Чувство домашнего уюта имело большое значение в жизни всех художников. К тому же в северных странах были хорошо знакомы имена основателей английского движения «Искусств и ремесел», Джона Рескина и Уильяма Морриса. Уставший от тесных каморок Рескин считал, что люди должны жить в простых и красивых домах, в которых все будет эстетически уравновешено: найдется место как элементам прикладного искусства, так и особым потребностям и образу жизни жильцов. Дом мастера должен нести в себе отпечаток творчества хозяина. Разглядеть быт участников художественного сообщества можно на интерьерных портретах, а также в самих усадьбах. Большинство частных вилл художников на сегодняшний день функционируют как музеи.