«Цветущие русские бабы» на выставке представлены в изобилии. Фото автора
В Русском музее открылась ретроспектива работ Филиппа Малявина, одного из русских художников-импрессионистов. Экспозиция разместилась в корпусе Бенуа, где куратор выставки Виктор Круглов представил 110 живописных и графических работ из музеев Москвы и Санкт-Петербурга, частных отечественных и зарубежных собраний. Открывшаяся выставка – самая масштабная и первая после почти полувекового перерыва – последний раз художника показывали в 1969 году в Академии художеств СССР.
Малявин родился в многодетной крестьянской семье, к искусству не имевшей никакого отношения. Единственными образцами живописи для него были иконы в церкви, и долгое время художник стремился стать иконописцем, ради этого он даже уехал работать на Афон. Счастливый случай свел его со скульптором Беклемишевым, по совету которого он изменил свои намерения и поступил в петербургскую Академию художеств. Хохочущий старик-лесовик, смотрящий с одной из картин, – это как раз Владимир Беклимишев. Малявин обучается в мастерской Ильи Репина, неоднократно получает медали за свои работы и становится одним из самых успешных его учеников. Студийная ученическая работа 1893 года – постановка с натуры, но даже в ней присутствует яркий росчерк – подпись красным, как заявка на главный цвет в своих картинах.
Малявин в большинстве случаев ассоциируется именно с особым красным цветом, характерным для его полотен, где веселые озорные русские бабы в традиционных народных сарафанах будто вовлечены в яркий вихрь. Условная перспектива, крупные фигуры, яркие локальные цвета, берущие свое начало в иконописи в сочетании с этюдностью, свойственной импрессионизму, позволяли создавать ему невероятно живые, радостные картины. Художник в полной мере использовал найденную «золотую жилу»: «цветущих русских баб» он писал сериями. На выставке эти работы представлены в роскошном изобилии: «Пляшущие бабы», «Бабы», «Верка», «Вихрь» – холсты буквально сверкают бурными сполохами пунцовых, пурпурных, багряных красок. По словам академика Игоря Грабаря, Малявин прославился в основном тем, что «сделал русских девок и баб живописными феями».
Впервые с 1899 года зрителям покажут картину «Смех» хранящуюся сейчас в коллекции Международной галереи современного искусства в Венеции. В 1900 году она принесла Малявину всероссийскую и мировую известность – после экспонирования на Всемирной выставке в Париже. Любопытно, что «Смех», – дипломная работа Малявина, за которую ему не хотели давать звания художника по окончании Академии художеств. Приверженцы старой школы отвергали произведения Малявина, а современные ему критики писали, что это не стиль, а всего лишь «манера» и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колорита. Странным казался и прием соединения натуралистически написанных лиц с одеждами, которые напоминали развевающиеся легкие драпировки.
Однако колкие замечания коллег и прессы никак не повлияли на карьеру живописца. Популярность Малявина непрестанно росла, а заказчики выстраивались в очередь в надежде заказать свой портрет или приобрести одно из его знаменитых красочных полотен. Во многом славе художника способствовал Павел Третьяков, купивший в свою коллекцию две работы Малявина – «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой».
Но Малявин позиционировал себя и как портретист, в подтверждение этого кураторы показывают портреты, среди моделей современники и коллеги: Константин Сомов, Анна Остроумова-Лебедева, Илья Репин, сокурсник Игорь Грабарь.
Неожиданностью может стать знакомство с не приглаженными советской цензурой карандашными набросками Малявина: портретами Ленина, Троцкого, Луначарского. После Октябрьской революции 1917 года благодаря крестьянскому происхождению Малявин был востребован новой властью. Во время всероссийской конференции в Кремле в 1920 году он исполнил ряд натурных зарисовок Владимира Ленина. Несмотря на благосклонность вождя к Малявину, карандашные портреты гротескны по своей сути, передают все недостатки фигуры, а знаменитый ленинский прищур маленьких глаз не кажется добрым.
Русский музей показывает и ранее недоступные, заграничные работы художника. В 1922 году Малявин эмигрирует во Францию, и все его дальнейшие произведения становятся достоянием частных коллекций и европейских музеев. Он не оставляет своей излюбленной темы – пишет русских цветущих баб, портретирует, работает в книжной графике, выпускает цикл карикатур на основе зарисовок советских деятелей, сделанных им в Кремле. По словам Федора Шаляпина, искусство Малявина в это время сильно потускнело, и только воздух родных полей мог бы освежить его, но в Россию мастеру вернуться было не суждено.