Музею декоративно-прикладного искусства с выставкой «Царская игра» повезло – она открылась вскоре после известия о победе Владимира Крамника на Кубке мира в Норвегии и неожиданно для кураторов стала своеобразным продолжением этого триумфального празднества.
В рамках проекта зрителям представили более 70 комплектов шахмат, пять игровых столов, а также раритетные предметы и мемориальные экспонаты, шахматы из фарфора и металла, кости, дерева, стекла и камня, фигурки, изображающие животных и людей.
Игра в шахматы насчитывает примерно полторы тысячи лет истории. Древняя легенда приписывает Индии право считаться родиной шахмат, где прообраз современной игры появился в V–VI веках. Персидский язык закрепил за шахматами устоявшееся название: король (шах) и умер (мат) – скрывается тонкий намек на то, что это – игра королей. В отличие от азартной игры в карты, к которой тяготели люди различных социальных слоев, шахматы являлись прерогативой титулованных особ, и отношение к ней церковных властей было более благосклонным и гуманным. Иван Грозный, по одной из легенд, скончался за шахматной доской, игра привлекала и взошедшую на российский трон династию Романовых, что не раз отмечали иностранные послы в своих донесениях.
Шахматы – одна из самых уважаемых игр, сочетает в себе стратегическую науку, спортивные элементы соперничества и изящные композиционные решения, свойственные лучшим произведениям искусства.
На строгом черно-белом шахматном поле экспозиции разыгрываются знаменитые партии и ходы – «Мат Легаля», «Гамбит Эванса». В витринах наборы шахмат – от первых отечественных, сделанных в Холмогорах в XVIII веке, до последней моделей XX века из янтаря, которая происходит из коллекции председателя наблюдательного совета Российской шахматной федерации Аркадия Дворковича.
Шахматы смогли стать универсальным языком общения и одновременно произведением декоративно-прикладного искусства, которое впитало культурные особенности разных стран.
Немецкий литейный дорожный набор на магнитах, швейцарский комплект, где все фигуры – медведи, английские шахматы «ячменное зерно», названные так по резному орнаменту, шахматы адмирала Нахимова и Мао Цзэдуна, всегда интересные, созданные из разнообразных материалов, шахматы могли незначительно менять правила, не утрачивая свое первоначальное предназначение.
«Весь этот мир – шахматы. Это одна большая-пребольшая партия», – говорил персонаж книги «Алиса в Зазеркалье» и не был далек от истины. В шахматы играли и в космосе. Весьма любопытен комплект «космических» шахмат, изготовленный специально для игры между членами экипажа корабля «Союз-9» в условиях невесомости. Игровое поле имеет здесь систему вертикальных и горизонтальных пазов для перемещения фигур, а сами фигуры фиксируются пружиной, находящейся на ее ножке.
Основной акцент выставки – комплекты 1920-х – 1930-х годов. Производство шахматных фигур на Петербургском фарфоровом заводе существовало с XVIII века, особую популярность приобрели они именно в это неспокойное время.
Набор «Красные и белые» 1925 года созданы фарфористкой Натальей Данько, чьи агитационные работы и изящные фигурки считаются эталонными предметами своего времени.
В этом наборе ясно читается противостояние старого и нового миров, характерное для произведений искусства той эпохи. Символичен и цвет, что наглядно поясняется аллегорическими образами фигур. Король красных олицетворяет пролетариат, королева (ферзь) – свободное трудолюбивое крестьянство, офицер в буденовке (слон) – рабоче-крестьянскую Красную армию. Красные выступают олицетворением некоего Золотого века, в то время как король белых – зловещая смерть в латах, королева держит рог изобилия, наполненный золотом, а самодовольные офицеры символизируют насилие господствующих классов над тружениками – рабами, закованными в цепи (пешки).
Логическим продолжением заявленной тематики восхваления и утверждения нового искусства молодой советской власти выступают деревянные наборы, созданные в селе Богородском и в Вятке. В последнем комплекте, экспонировавшемся на Всемирной Парижской выставке, упитанный капиталист в цилиндре и дама в шляпке и муфтой противопоставляются подтянутому красноармейцу с чемоданчиком под мышкой и женщине-комиссару в окружении буденновцев.
Меняется время, но смысл тот же, что и в более раннем комплексе «Александр и Наполеон», – противоборство, борьба за власть, возможность управлять судьбами своих пешек.
Интересно, что в советское время игра в шахматы стала считаться важной и неотъемлемой частью досуга рабочего советского человека.
Не забывали об игре и заключенные в лагерях. Самодельные, скрученные из проволоки, эти фигуры скрашивали нерадостный досуг узников ГУЛАГа.
В создании интерьера выставки активно используются и довольно редкие шахматные столики, один из них вообще хохломской. Хитрое устройство столешницы было сделано так, что она переворачивалась и появлялся ломберный столик, покрытый зеленым сукном, на котором играли в нарды.
В рамках выставки будет показан фильм 1925 года «Шахматная горячка», где тогдашний чемпион мира Хосе Рауль Капабланка выступил в роли самого себя.
С посетителями, которые не удовольствуются только ролью зрителей, проведут сеансы одновременной игры, также ожидается встреча с Владимиром Крамником и арбитром Юрием Авербахом.