Во время проведения выставки исполняется старинная барочная музыка. Фото Reuters
В Национальной галерее Лондона проходит выставка «Вермеер и музыка. Искусство любить и наслаждаться жизнью». Несмотря на известное во всем мире имя художника, вынесенное в название выставки и которое, несомненно, привлечет посетителей, основная тема здесь все-таки – взаимоотношение музыки и живописи, двух искусств, одинаково важных для Голландии XVII века.
Кураторы постарались раскрыть все многообразие значений, зашифрованных в изобразительных композициях, и отобрали 25 картин голландских художников. Среди них работы таких прославленных мастеров, как Карел Фабрициус, Ян Стен, Габриэл Метсю, Питер де Хох и, конечно, Ян Вермеер – главная звезда выставки.
Экспозиция посвящена различным аспектам музыкальной культуры, нашедшим отражение в голландской живописи Золотого века – от эмблематики натюрмортов memento mori до жанровых сцен и групповых портретов музицирующих дам и галантных кавалеров. Наибольшую популярность музыкальная тематика обрела в картинах, отображающих тонкие любовные взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Не случайно представленные на выставке образцы иллюстрированных песенников XVII века были желанным подарком для влюбленных.
В протестантских Нидерландах музыка была важным элементом жизни, она исполнялась в церкви и в тавернах, во время празднеств и в семейном кругу. При ограниченном количестве развлечений музицирование стало одним из популярных способов разнообразить свой досуг. Устраивались домашние концерты, под обучение игре на музыкальных инструментах маскировались романтические свидания. Умение петь и играть считалось важным женским достоинством. Поэтому на многих картинах того времени дамы в тихой задумчивости перебирают струны лютни или клавиши вирджиналя.
Музыкальные инструменты как символ неуловимости и эфемерности сами часто становились героями полотен голландских мастеров. В аллегорических натюрмортах, так называемых ванитас, они нередко изображались рядом с человеческим черепом, символизирующим быстротечность и конечность жизни.
Находкой кураторов стало включение в экспозицию аутентичных музыкальных инструментов. Представленные на выставке лютни и гитары, вирджинали и клавикорды производят на современного зрителя большое впечатление изысканностью и сложностью декоративных элементов, выполненных из перламутра, кости и других ценных материалов. По словам Николаса Пенни, директора Национальной галереи, «экспонирование музыкальных инструментов вместе с произведениями живописи позволило оценить исключительную красоту и художественную ценность этих предметов, многие из которых содержат элементы живописи и скульптуры, как и картины, на которых эти инструменты запечатлены».
Для тех, кто хотел непременно увидеть Вермеера, количество его работ может показаться огорчительно малым: их всего четыре. Вообще, сохранившихся картин мастера немного – 35, и треть из них содержит «музыкальные мотивы», именно их и отобрали кураторы.
Два из четырех холстов, принадлежащих кисти великого голландца, – из собрания Национальной галереи: «Дама, сидящая за вирджиналем» и «Дама, стоящая у вирджиналя». Включение двух других работ – «Урок музыки» и «Гитаристка» – позволило не только расширить зрительный ряд, но и провести технико-технологическое сравнение. Результаты этих сложнейших исследований в наглядной форме представлены зрителю в специальном разделе «Вермеер и техника».
Специалисты также рассмотрели и индивидуальные характеристики используемых живописных материалов. Например, анализ палитры показал, насколько широко Вермеер применял ультрамарин – один из самых дорогих синих пигментов, поставлявшийся в Европу из Афганистана. Несмотря на высокую стоимость минерала, художник использовал его как самостоятельно, так и в сочетании с другими пигментами, достигая желаемых цветовых эффектов и колористической гармонии композиций.
Исследовался и кракелюр – сеть трещин на поверхности картин, возникающих в различных слоях в процессе высыхания. Будучи одним из основных внешних признаков «старой живописи», кракелюр часто становится предметом пристального изучения не только со стороны исследователей, но и фальсификаторов. Одно из самых громких дел в истории фальсификации произведений искусства в XX веке было связано с именем Хана ван Меегерена, успешно выдававшего свои произведения за работы Вермеера и других мастеров голландской школы.
В рамках выставки «Вермеер и музыка» Национальная галерея продолжила традицию концертов живой музыки, существующую в музее с 1922 года. На этот раз у посетителей есть возможность услышать оригинальные сочинения голландских композиторов эпохи барокко в исполнении музыкантов лондонской Академии старинной музыки. По мнению хранителя коллекции голландской и фламандской живописи Марджори Вайзман, подобный опыт прослушивания «помог посетителям пережить те же приятные музыкальные ассоциации, которые возникали у наших предшественников в XVII веке при взгляде на эти незабываемые картины».
Большая часть показанных на выставке картин – из собственного собрания Национальной галереи; они вошли в коллекцию в XIX веке благодаря волне увлечения Золотым веком голландской живописи в среде европейских коллекционеров.
Лондон