Куратор выставки Тьерри Морель рассказывает принцу Чарльзу, маркизу Чамли и Михаилу Пиотровскому о картине Карло Маратти. Фото с сайта www.sudu.co.uk
Все лето и до последних чисел сентября те, кто не побоится проделать длительный путь из Лондона в графство Норфолк, на северо-восток от столицы Британии, могут окунуться в воссозданную атмосферу английского поместья Хоутон-холл. В старинном здании, специально построенном для размещения произведений искусства, проходит выставка художественной коллекции первого британского премьер-министра сэра Роберта Уолпола, которая впервые за прошедшие 200 лет вернулась на родину.
В 1779 году при посредничестве основателя аукционного дома Christie's Джеймса Кристи богатейшее собрание, включающее более двухсот картин старых мастеров и предметов декоративно-прикладного искусства, принадлежавшее Уолполу, приобрела российская императрица Екатерина II. Позже часть коллекции легла в основу собрания петербургского Эрмитажа, часть оказалась в ГМИИ имени Пушкина, что-то перешло в Павловский дворец и Царское Село, некоторые картины в результате печально известных продаж из музеев советской властью в 1928 году очутились в Вашингтонской национальной галерее. Неудивительно, что куратор выставки и по совместительству директор общества «Британские друзья Эрмитажа» Тьерри Морель давно мечтал хотя бы временно вернуть коллекцию в стены Хоутон-холла, воссоединив ее с родной архитектурой и интерьерами. А заодно рассказать об исторических связях Англии и России.
Около 80 картин, 20 рисунков, серебряные изделия, мебель и другие предметы декоративно-прикладного искусства кураторы разместили на двух этажах величественного палладианского особняка. Благодаря старым кадастровым книгам, описаниям и рисункам эти экспонаты встали на свои исторические места, именно там, где они когда-то находились. Однако часть вещей не смогла прибыть в Англию из-за опасений по поводу сохранности картин. Например, несколько внушительных по размеру полотен в тяжелых золоченых рамах просто не проходили ни в какие двери. Устроители выставки приняли смелое решение протащить картины через оконные проемы. В некоторых случаях зазор между рамой окна и рамой картины составлял не более толщины человеческого пальца.
|
Сейчас Хоутон-холл открыт для публики,
но он по-прежнему остается семейным домом
потомков Уолпола. |
Пространство выставки в Хоутон-холле – это отображение личного вкуса и пристрастий его первого владельца. Если в экспозиции Эрмитажа работы логически разделены по школам – французской, испанской, итальянской, английской, то в особняке гости никогда не знают, какие шедевры они увидят в следующей комнате. Например, у Роберта Уолпола была создана комната, целиком посвященная Карло Маратти – чрезвычайно популярному в XVIII веке художнику римской школы. Сейчас на стенах дома можно видеть камерные портреты кисти фламандцев Рембрандта и Рубенса, роскошные парадные изображения английских аристократов работы Ван Дейка, «Святое семейство» Пуссена, мощную барочную живопись «Блудного сына» Роза и «Дедала и Икара» Лебрена, «Распятие» Мурильо, отреставрированное специально к выставке «Воскрешение» Веронезе. В общем, все те произведения, которые могли бы стать гордостью любого музея мирового уровня, но благодаря проницательности российской императрицы оказались в России. Сэр Роберт Уолпол удачно совмещал занятость на государственной службе и коллекционирование. И хотя важные дела не давали ему возможности надолго покидать пределы Туманного Альбиона (к слову, он никогда не был ни во Франции, ни в Италии), на Уолпола работала целая сеть европейских арт-дилеров. В письмах к своим родственникам коллекционер регулярно просил приобрести для него древние скульптуры, мраморные бюсты императоров. Со временем в собрании Уолпола появлялись не только произведения художников прошлого, но и работы современных ему мастеров, особенно он любил работы Джузеппе Бартоломео Кьяри, Луки Джордано, Джона Вуттена и Карла ван Лоо.
Но как это часто бывает, то, что годами кропотливо и с любовью собиралось Робертом Уолполом, оказалось не востребованным его потомками. Несмотря на все попытки младшего сына, коллекционера, писателя Ораса Уолпола помешать продаже коллекции, сделка погрязшего в долгах внука Уолпола – Джорджа с российской императрицей состоялась. Сумма продажи составила огромные по тем временам деньги – 40 тыс. 555 фунтов стерлингов. Незадачливый потомок смог расплатиться с кредиторами и десятилетиями содержать поместье. Для Екатерины II покупка коллекции Уолпола стала двойной удачей. Во-первых, коллекция Эрмитажа пополнилась первоклассными полотнами западноевропейских мастеров. А к середине XVIII века приобретение живописных полотен стало своеобразным трендом, оно подчеркивало статус и величие коронованных особ гораздо сильнее, чем коллекционирование забавных диковин и ювелирных изделий. Во-вторых, сделка имела политический резонанс: купить личную коллекцию первого премьер-министра Англии, на которую соотечественники не смогли собрать необходимую сумму, вывезти произведения за пределы страны – это ли не повод для гордости и торжества? Бывшим владельцам на память был подарен портрет Екатерины II – традиционный для того времени знак монаршего расположения. Любопытно, что своей покупкой императрица невольно спасла коллекцию от гибели: в здании картинной галереи, где располагались лучшие произведения, позже произошел крупный пожар.
|
На время работы выставки жилым помещениям
был придан вид, который они имели в XVIII веке.
Фото с сайта www.sudu.co.uk |
Сейчас у проходящих по анфиладе комнат поместья посетителей создается впечатление, что не было никакого 200-летнего отсутствия и картины с XVIII столетия постоянно находились в Хоутон-холле.
Это чувство во многом укрепляется благодаря спроектированным архитектором и дизайнером Уильямом Кентом интерьерам, обоям, мебели и картинным рамам, которые выполнены таким образом, чтобы вместе с живописью органично создавать единое целое. Сегодня Хоутон-холл – это открытый для посещения, но по-прежнему семейный дом, которым владеют прямые потомки сэра Роберта Уолпола, в частности маркиз Дэвид Чамли, принимавший самое деятельное участие в воссоединении коллекции под одной крышей. На время работы выставки некоторым жилым помещениям был придан вид, который они имели в XVIII веке. Вокруг усадьбы раскинулся прекрасный парк, где довольные жизнью разномастные олени не обращают никакого внимания на многочисленных посетителей, стремящихся увидеть временно возвращенные шедевры. Вряд ли повторение такого проекта возможно в будущем, так что стоит использовать шанс увидеть живописную и историческую реконструкцию, приуроченную к 250-летию Эрмитажа.