Во многом благодаря Пако де Лусия музыка фламенко покорила концертные залы мира. Фото предоставлено организаторами концерта
В Москве дал единственный концерт гитарист Пако де Лусия – под этим сценическим псевдонимом публика уже много десятилетий знает виртуоза фламенко Франсиско Санчеса Гомеса (ему сейчас 65). Он вышел на подмостки «Крокус Сити Холла», обрамленные чахлыми пальмами в кадках, единственным атрибутом, вроде как отсылающим к родной Испании, молча поклонился и заиграл соло.
Во многом благодаря Пако де Лусия гитара фламенко перестала быть только сопровождением для танцора, байлаора и вышла на первый план, а простонародная музыка покорила концертные залы мира. И на московском концерте была своя ирония в том, что страстный танцор Антонио Монтойя «подыгрывал» де Лусии, а не наоборот. Всю первую часть концерта, когда эмоциональный накал нарастал, недоставало именно этого. Чтобы Антонио, словно бы не вытерпев дольше, выскочил на степ-площадку и, вскинув руки и распустив гриву волос, начал выбивать бешеный ритм. Правда, в какой-то момент не выдержал один из пришедших на концерт поклонников фламенко и завопил из зала Gracias!, присовокупив трель на губной гармонике.
Кстати, этот инструмент был и в оркестре де Лусии. Маэстро приехал с шестью артистами из Испании и с Кубы, среди них племянник Пако – Антонио Санчес. Во фламенко семейственность приветствуется, долгое время эта музыка – из-за сложности ритма и обилия вариаций – не записывалась, а передавалась от учителя к ученику. Антонио сел с гитарой по левую руку от дяди и время от времени получал свое соло. В конце, чтобы раздразнить слушателя перед бисами, они даже устроили перекличку, перебрасывая друг другу ритм, как мячик для пинг-понга.
Несколько однообразную текстуру традиционного фламенко расцвечивал своими аккордами на губной гармонике Антонио Серрано, его импровизация на тему «Калинки-малинки» привнесла толику юмора в общий музыкальный надрыв. Пако де Лусия считается одним из основателей так называемого фламенко нуэво и автором таких нововведений, как сидение нога на ногу и использование музыкальных инструментов, характерных для других культур.
В свое время де Лусия много выступал с американцами, включая оркестр Чика Кориа. В 1980-е прославилось его трио с гитаристами Элом ди Меолой и Джоном Маклафлином. Их альбом Friday Night in San Francisco произвел настолько ошеломительный эффект в мире, что его даже издала фирма «Мелодия». Так что в 1986 году на первый в СССР концерт Пако де Лусии ломились толпы. В 2013 году он также собрал полный зал. Поклонники живо реагировали не только на гитарные импровизации кумира, но и на страстные и выстраданные речитативы певцов-кантаоров, которых он привез с собой.
Как всегда, Пако де Лусия не старался произвести впечатление. Оно получалось само с тех пор, как в 14 лет уникальное дарование парня из маленького городка Альхесирас заметили на конкурсе фламенко в Хересе. Ему повезло появиться на свет в Андалусии, на родине этого жанра, всем остальным Франсиско, уменьшительно Пако, взявший в честь матери псевдоним де Лусия, обязан только себе. Человек-парадокс, он привнес во фламенко бас-гитару, но до сих пор не признает медиатора, он почитается среди первых виртуозов струн, однако заявляет, что гитара – его ночной кошмар. А нотную грамоту Пако де Лусия освоил только в 44 года, чтобы изучить произведения Мануэля де Фальи, композитора, вместе с Гарсиа Лоркой возродившего вымирающий жанр фламенко. Сейчас, когда люди после работы идут слушать или танцевать фламенко, все это кажется из области легенд. Тем приятнее видеть тех, кто творит историю культуры так близко на сцене, на расстоянии нескольких вытянутых рук, еще более возвышенных на фоне нелепых фикусов.