Одна из самых громких премьер фестиваля рассказывает о жизни The Rolling Stones.
Кадр из фильма «The Rolling Stones: Чарли – мой лапочка»
В день рождения Пушкина, 6 июня, в Москве открывается новая культурная площадка. В бывших Провиантских складах на Зубовском бульваре, в одном из зданий Музея Москвы, появится первый в России Центр документального кино. Там будет все необходимое для ежедневного самообразования на материале российских и зарубежных лент – однозальный кинотеатр, публичная медиатека документального кино и медиакафе, чтобы после переварить полученные впечатления. Помимо образовательных и научно-популярных фильмов обещают лекции, мастер-классы, конференции и кинофестивали.
И первый – с места в карьер – состоится сразу после открытия. С 7 по 11 июня Центр покажет специальную программу IV Международного фестиваля нового документального кино о музыке Beat Film Festival. Публике представят самые обсуждаемые документальные фильмы о кумирах поколений, которые только что прогремели на лучших международных кинофестивалях вроде Берлинале. В этом году в программе заявлено 15 картин.
Одна из самых громких премьер была снята в 1965 году. «The Rolling Stones: Чарли – мой лапочка» – это первый фильм из двух десятков, снятых о «роллингах». Он так и не вышел в 1960-х из-за судебных склок между группой и ее менеджером и пролежал на полке до прошлого года. Тем интереснее посмотреть его сейчас. Британский режиссер-документалист Питер Уайтхед запечатлел тур The Rolling Stones по Ирландии в 1965 году: с выступлениями, переездами, party и потасовками. Группе всего каких-то три года, и с ними еще Брайан Джонс, который погиб в 1969-м и стал одним из первых печально известных членов «клуба 27».
Интригующая новинка фестиваля – фильм-перфоманс «Превращение» (Turning) о выступлении музыкального мага из Нью-Йорка Энтони Хагерти со своей группой Anthony and the Johnsons. Через год после записи прославившего его альбома I Am a Bird Now (2005 год) Antony and the Johnsons отправились в европейский тур с концертным шоу Turning. Для того что Энтони назвал «бродяжьей галереей великолепия», были специально отобраны 13 моделей. Во время концерта девушки молча стояли на вращающейся платформе, а художник Чарльз Атлас делал их портреты.
На Beat Film Festival можно увидеть и фильм «Мой отец и человек в черном» про легенду кантри Джонни Кэша. В одноименной песне кумир заявляет, что, пока мир не изменится к лучшему, он будет «человеком в черном» – во имя бедных, побитых жизнью, голодающих, больных и одиноких. Фильм снят Джонатаном Холиффом, сыном менеджера музыканта Сола Холиффа, покончившего с собой в 2005 году. Жанр картины определяется как исповедальная документалистика, ведь автор пытается восстановить прошлое по аудиодневникам.
В программу также попал фильм о том, что творилось в конце 1960-х в другом полушарии. «Тропикалия» повествует о том, откуда в Бразилии пошло это революционное музыкальное движение. В 1968 году в ритмах тропикалии причудливо смешались традиционная музыка, психоделический рок, фанк, джаз и авангард. В итоге получилось социо-культурно-политическое явление, представителями которого стали Каэтону Велозу и Жилберту Жил. Последний впоследствии стал министром культуры Бразилии.
Ну и, конечно, на фестивале нельзя обойти вниманием фильм «Город звука» (Sound City) барабанщика Nirvana и основателя Foo Fighters Дэйва Грола о легендарной лос-анджелесской студии звукозаписи Sound City Studios. Ее историю рассказывают легенды рок-музыки от Guns 'N Roses до Metallica. В 2011 году, когда студия закрывалась, Грол купил часть ее оборудования и, вдохновившись историей, замешанной на сексе, наркотиках и рок-н-ролле, решил снять о ней фильм.
«Город звука» будет показан среди фильмов из программы главного независимого фестиваля Америки South by Southwest, представить американскую документалистику приедет основатель и бессменный директор SXSW Луис Блэк. Он также привезет фильм-победитель прошлого года «Остерегайтесь мистера Бейкера» об эксцентричном барабанщике группы Cream Джинджере Бейкере и сагу о Новом Орлеане «Чупитулас». Это ночная музыкальная одиссея трех мальчиков по главной улице города – Чупитулас-стрит.
South by Southwest – один из прародителей и ориентиров для Beat Film Festival. Этот интерактивный фестиваль музыки и кино проводится с 1987 года в американском городе Остин, штат Техас. Он привлекает молодых людей со всех штатов артхаусными новинками и множеством самых неожиданных фильмов независимых режиссеров. Авторитет фестиваля настолько высок, что победитель конкурса короткометражных фильмов автоматически имеет право претендовать на премию «Оскар» и BAFTA.
Программа South by Southwest и другие картины фестиваля нового документального кино о музыке Beat Film Festival будут показаны на волне уже подогретого интереса к творчеству американцев и прежде всего к фольклору с родины SXSW – из штата Техас. В этом сезоне в рамках Второго фестиваля традиционной американской музыки Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Челябинск и другие города познакомились с техасским вестер-свингом, современным блюзом и конхунто в сочетании с оригинальным жанром текс-мекс. Эту зажигательную смесь с мексиканским перчиком сыграл на 12-струнной гитаре бахо-сексто обладатель Grammy Макс Бака вместе со своей «бандой» Los Texmaniacs. Приятно, что в Россию по-прежнему везут все лучшее и актуальное из мировой музыкальной и киношной кухни.