В честь памятной даты иконы редкого сюжета представили в залах музея.
Создатели славянской азбуки всем известны из школьной программы. Однако День славянской культуры и письменности (или День Кирилла и Мефодия) празднуется в Болгарии уже десять веков, а на Руси указ об аналогичном мероприятии был издан лишь в год тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия. До этого почитание братьев из Салоников в России долгое время угасало. Лишь в XIX веке интерес к ним начал восстанавливать позиции. Сейчас это единственный в стране церковно-государственный праздник (с 1991 года). В этом году 24 мая отпраздновали уже 1150-летие славянской письменности.
В этот день в Музее русской иконы выступал с концертом ансамбль Ensenhas – с окситанского, или провансальского, языка его название переводится как «знаки». Коллектив молодой, образовался лишь в начале этого года, но состоит из опытных музыкантов, специализирующихся на старинной музыке. Программа была составлена из песен трубадуров XII–XIII веков и была поделена на песни двух типов – о любви (пели женщины) и о войне (исполняли мужчины). Инструменты реконструировались на основе представления о музыкальных предпочтениях людей тех времен – арфа, цитоль, виела.
День славянской культуры и письменности отметили и в Государственном институте искусствознания, где по такому случаю был презентован второй том «Истории русского искусства», нового многотомного издания, выход которого растягивается на годы (всего запланировано 22 тома, которые охватят историю искусства за период с IX по 80-е годы XX века). В вышедшем томе рассказывается о зодчестве и живописи первой половины XII века – связь с Кириллом и Мефодием не очевидна, но если учесть, что XII век на Руси – время активных культурных контактов с другими славянскими народами, то логика понятна.
На этом прививание жителям столицы интереса к славянской культуре, впрочем, не заканчивается. Дата довольно крупная, заслуживающая большего внимания. С 29 мая в том же Музее русской иконы открылась выставка «В начале было слово…», посвященная феномену слова в пространстве иконы. За философской формулировкой скрывается интересное собрание из почти 100 икон, представляющих эволюцию надписей на этих произведениях искусства. Например, текст на свитке святого равноапостольного князя Владимира (рубеж XIX–XX веков) или слова книги, которую держит в руках Мефодий на одной из икон конца XIX века. Многие артефакты датированы приблизительно, так как точный возраст специалисты определить затрудняются.
|
В экспозиции воссоздали монастырский
скрипторий.
Фото Владислава Данилова |
Музей русской иконы представляет также собрание икон с изображением Кирилла и Мефодия, какое раньше ни разу не оказывалось под одной крышей. Некоторые из них на время выставки предоставлены церквями, а Московская духовная академия разрешила выставить старинные книги, в которых упоминаются создатели славянской азбуки. На некоторых иконах Кирилл и Мефодий изображаются как архиепископы, хотя таковым был лишь Мефодий. Кирилл занимался философией и постригся в монахи гораздо позже брата. Впрочем, даже их облик дошел до наших дней приблизительно – все-таки икона не преследует портретного сходства, – поэтому подобные разночтения неудивительны.
В музее воспроизведен скрипторий – монастырская комната, где писец работал с рукописями. Вероятно, это одно из самых атмосферных помещений в экспозиции. Зеленые стены и ворота, разрисованные Иваном Кириченко, приглашают посетителей в комнатку писаря. Под стеклом можно увидеть писчие перья, специальные ножницы для срезания нагар со свеч, сами огарки и, разумеется, чернильницу. На стенах – полки со старинными книгами, чья бумажная сплоченность нарушается лишь металлическим присутствием подсвечников. Напротив одной из таких полок висит экран, на котором можно посмотреть анимационный ролик, демонстрирующий назначение причудливых предметов, находящихся в комнате. Так в консервативный мир славянской письменности органично вписались современные технологии. Также в рамках выставки можно посмотреть несколько коротких фильмов из истории славянской письменности и полистать в электронном виде Радзивилловскую летопись.
Не стоит забывать, что День славянской культуры и письменности – это в первую очередь повод задуматься о собственной истории, вспомнить и, возможно, взглянуть по-новому на известных людей прошлого. Как течет время, как преломляется образ человека в истории – легко проследить на представленных в музее иконах.