Жители деревни удивляются планам приезжего учителя (Роман Дробот). Фото с сайта Театра им. Станиславского
Валерию Беляковичу идет большая сцена – он ее чувствует и наслаждается ее возможностями. Когда смотришь его последнюю постановку на сцене Театра им. Станиславского, зрителю передается энергия режиссера – «Любите ли вы театр? Да, люблю!» Это что касается зрителей, но нужно отметить и самоотдачу, с которой относятся к новой работе актеры. По всему видно, что сначала немного скованные, с каждым очередным выходом на сцену они начинают заряжаться возможностями «театрального капустника», на который эта постановка иногда смахивает. Благо актеров задействовано в спектакле много. Белякович спешит, ставит премьеру за премьерой, торопится наиграться большой сценой и выразить с ее помощью накопившиеся в нем смыслы за многие годы работы в Театре на Юго-Западе. Представляю, что было бы, если бы ему дали сцену Большого театра!
В Театре Станиславского долгое время то тлел, то разгорался конфликт между художественными руководителями и коллективом. Обе эти части творческого процесса всякий раз оказывались недовольны друг другом. В разные инстанции шли коллективные письма с требованиями снять очередного руководителя. Это заслоняло новые премьеры театра и накладывало отпечаток на коллектив как на скандальный, не способный к нормальной работе. Не самая хорошая репутация. Но и полупустые залы – тоже не лучший показатель. Новый руководитель в уже сложившемся пространстве всегда может оказаться чужаком. На этот раз такого, кажется, не случилось. Белякович, назначенный сюда полтора года назад, зрелый мастер, в течение многих лет имевший и свою труппу, и свою сцену. Ему хочется уже не столько ставить, сколько высказываться. Возможно, именно поэтому в качестве очередной премьеры он выбрал пьесу 80-х годов Нила Саймона «Дураки». Американский классик, лауреат Пулитцеровской премии написал сатиру на соцлагерь. Действие пьесы, населенной дураками, происходит в Польше, но могло бы с легкостью происходить и в России. «Такой деревни не сыскать в целой Польше», – говорит один из персонажей. – «Вы хотите сказать – в России?» – уточняет приезжий учитель Леон Толчинский. «Какая разница? – отвечают ему. – Люди у нас добрые, но все как один безголовые».
Впервые Белякович поставил «Дураков» в Театре на Юго-Западе четверть века назад (1987). Показательно, что реплики пьесы сегодня столь же актуальны, как и прежде, несмотря на перестройку, смену государственного строя и т.п., прошедшие за это время. Видимо, Нил Саймон был прав, столь однозначно обозначив адрес действия своего произведения. Напомню сюжет. В некую деревню Куличовка, прочитав объявление в городской газете, приезжает новый учитель Леон Степанович Толчинский (актер Роман Дробот). Учитель он молодой, а потому едет в деревню с вдохновением и желанием научить жителей наукам, дабы сделать их жизнь прекрасной. Но, оказавшись на месте, он сталкивается с неожиданностью: жители Куличовки убеждены, что на них уже 300 лет лежит проклятье, благодаря которому в деревне рождаются только дураки. Они принимают это свое «наказание» как счастливую данность, радуются рождению новых дурачков и вовсе не желают выйти за пределы своего местечка. Учиться они тоже совершенно не хотят: «Здесь живут одни дураки и учить нас бесполезно!» Объявление о вакантном месте учителя дает в газету местный доктор Зубрицкий (народный артист России Владимир Коренев), который является главным авторитетом в деревне. Сама же деревня принадлежит графу Юзекевичу (народный артист России Валерий Афанасьев), который является второй силой притяжения в пьесе. По легенде считается, что если кто-либо из Юзекевичей женится на ком-то из Зубрицких, то проклятье с деревни будет снято. Тут и возникает любовь между дочкой доктора Зубрицкого (Анна Капалева) и молодым учителем. Но вмешивается пожилой граф и всяческими хитростями пытается сам заполучить девушку.
Собственно говоря, эта любовная фабула ничего нового не дает для восприятия пьесы, кроме того что представляет возможность актерам показать свои возможности, перейдя от сатиры и гротеска к некоторой лирике. «Мне понравилось название», – бесхитростно говорит Белякович, обозначив свою постановку как «неправдоподобная комедия». На самом деле он, конечно, хитрит. Дело не в названии, а в том контексте, в который эта пьеса попадает, – любви к самобичеванию, которая нет-нет да и становится доминирующей в современном российском обществе. Чувство довольно разрушительное и уж точно не созидательное. И хотя действие по сюжету происходит в Польше, мы без сомнения переносим его на русскую почву. «У нас дураки возведены в ранг национальных героев», – говорит один из деревенских жителей. Зал смеется. «Нам страшно, но мы уже как-то привыкли, говорят, в других деревнях еще хуже!» – вторят ему другие. «Будем жрать одни одуванчики! От одуванчиков польза большая – от них дуреешь капитально», – радуются третьи.
С таким самозабвеньем жители деревни произносят эти реплики и с такой готовностью зрители смеются этим шуткам, что иногда становится даже неловко. О чем же спектакль, в конце концов? И еще раз вчитываешься в текст программки – правда ли, что автор – американец, или это все же псевдоним, за которым скрывается очередной русский олигарх? Если американец, то что он себе позволяет, а если русский – то… как ему не стыдно? Стыдно.
Белякович берется за сложную тему, его задача – вырулить с помощью пьесы в какой-то созидательный контекст. Вдоволь насмеявшись и тем самым удовлетворив зрителя, в очередной раз продекларировав, что «у любви нет преград, и если любишь…», ему надо, собственно, настроить нас на какой-то позитив. Удается ли это? «В других деревнях уже паспорта поменяли…», – завидуют одни жители Куличовки. «Не надо грязи!» – возмущаются другие.
«У нас все в семье были дураками, но все мы патриоты», – под гомерический хохот зала проникновенно заявляют третьи. «Идите в политику, вы сейчас в хорошей форме», – иронизируют четвертые…
Беляковичу удается эта сатира в первую очередь благодаря игре актеров. И Коренев, играющий доктора, хотя и называет себя дураком, вовсе таким нам не кажется, и учитель Толчинский воспринимается не только разночинцем, но в первую очередь молодым человеком, готовым для любви, и невеста его вдруг на наших глазах просыпается от «дурной» спячки, ведомая все той же любовью: «Я хотела бы стать перелетной птицей и парить над людьми». Почти Нина Зарецкая из деревни Куличовка. Вот эта счастливая концовка с любовью и наивной верой деревенских в то, что ум как-нибудь сам собой у них появится, переводит сатиру в жанр романтичной сказки, и доктор Зубрицкий в исполнении Коренева все больше начинает смахивать на любимого нами Доктора Айболита, а граф Юзекевич похож на сказочного Принца Лимона из «Приключений Чиполлино». «Ага! – радуемся мы. – Это сказка, в которой намек! Намек мы поняли. Спасибо!»
Не знаю, задумывал ли это режиссер или нет, но именно такой сказочный, немного дурашливый и светлый конец вытесняет чувство раздражения, которое поначалу все же появлялось. И все эти народные пляски и хороводы, все эти ряженые дураки кажутся уже милыми и безобидными людьми. Белякович сумел поставить легкий и веселый спектакль, рассчитанный на широкого зрителя, показав тем самым, что возможности репертуарного театра пока еще позволяют добиться удачи.