0
7720
Газета Люди и положения Интернет-версия

17.05.2013 00:01:05

Художник, танец, авангард

Тэги: Вашингтон, выставка


Вашингтон, выставка Один из самых больших экспонатов на выставке – занавес Пикассо к «Голубому экспрессу», который показывали и в Москве. Фото предоставлено Национальной галереей искусств

В Национальной галерее искусств Вашингтона открылась выставка под названием «Дягилев и «Русский балет 1909–1929». До Америки проект добрался с опозданием – юбилей дягилевских балетов отмечали несколько лет назад, и часть из тех вещей, которые сегодня привезли в американскую столицу, показывали в Москве. Впрочем, большая часть экспонатов приехала из Лондона – за основу экспозиции были взяты экспонаты выставки «Дягилев и золотой век русского балета», прошедшей с большим успехом в музее Виктории и Альберта. Дополнили лондонскую коллекцию предметы из 20 других музейных и частных коллекций, среди которых Музей танца в Швеции и Национальная галерея в Австралии. Но даже с опазданием для Америки это событие масштабное – подобная выставка проводится здесь впервые. 
Вашингтонская выставка построена в хронологическом порядке и состоит из пяти разделов. Первый рассказывает о начальном периоде Дягилевских сезонов 1909–1912 годов. В 1909-м под руководством Дягилева был открыт первый сезон русских балетов в Париже. Эти спектакли произвели в театральном мире такую сенсацию, что, несмотря на финансовые затраты (76 тыс. франков, что сегодня примерно 350 тыс. фунтов), привели к созданию балетной компании под названием «Русский балет». В первые годы своего существования «Русский балет» ставит разнообразные спектакли с преобладанием восточной и древнерусской тематики, ярко проявившейся в «Шехерезаде», «Клеопатре», «Князе Игоре» и «Петрушке». В этом же разделе рассказывается о балетах «Шопениана» и «Дафнис и Хлоя», основанных на идеях романтизма и классицизма. Хореографией тогда занимался Михаил Фокин, над декорациями работали Бакст и Бенуа, эскизы которых сегодня очень ценятся коллекционерами. Именно эти декорации привнесли на сцену ослепительные цвета, напоминавшие переливы драгоценных камней. В экспозиции – не только фотографии и афиши, рассказывающие о создании балетов, но и эскизы декораций и главная гордость дягилевской коллекции музея Виктории и Альберта – подлинные костюмы (в этом лондонском собрании хранится одна из самых больших коллекций костюмов). Среди них, например, пестрые рубахи для оформленной Бакстом постановки «Дафнис и Хлоя» или восточные костюмы Николая Рериха для «Князя Игоря». 
Вторая часть выставки называется «Вацлав Нижинский – танцор и хореограф» и рассказывает исключительно о творчестве этого любимого Дягилевым (во многих смыслах) артиста. До Нижинского считалось, что ведущая роль в спектаклях принадлежит балерине, но с его появлением в «Русских сезонах» роль танцора впервые стала доминирующей. Нижинский быстро стал культовым персонажем, вдохновившим немало художников, включая Родена, на создание полотен, рисунков и скульптур, связанных с «Русским балетом». Многие из них представлены в экспозиции, например, гравюра, на которой изображены Нижинский в роли Золотого раба и Ида Рубинштейн в роли Зобеиды в «Шехерезаде». Рядом – фотографии Нижинского, его личные костюмы и даже длинные жемчужные серьги, которые он носил в той же «Шехерезаде». На дисплее представлены фрагменты двух балетов – «Послеполуденный отдых фавна» и «Весна священная», вошедших в историю искусства как новое модернистское направление в балетном искусстве, родоначальником которого как раз и явился Нижинский. В экспозиции – видеозапись восстановленного в 1970-е годы Балетом Джофри спектакля «Весна священная», дающая примерное представление о первоначальной версии. Кстати, спонсором «Весны священной» выступила не кто иная, как Коко Шанель. Показанный в 1913 году в Париже этот спектакль вызвал немалое возмущение респектабельной публики, воспитанной на классических балетах и шокированной непривычной угловатой хореографией Нижинского и мало кем принимаемой тогда авангардной музыкой Стравинского. 
Но Шанель имела тонкое чутье на все новое и перспективное – позже французская кутюрье сама использовала образцы моды 1920-х годов для создания балетных костюмов в труппе Дягилева. В последнем разделе выставки представлены ее костюмы для «Голубого экспресса» 1924 года, над хореографией которого работала сестра Вацлава Нижинского Бронислава. Здесь же и гигантский театральный занавес, разработанный Пабло Пикассо и выполненный дягилевским художником князем Александром Шервашидзе (чудом сохранившийся занавес в свое время выставлялся и в Третьяковской галерее). 
Декорации Натальи Гончаровой к «Жар-птице» требуют сложного монтажа. 	Фото предоставлено Национальной галереей искусств
Декорации Натальи Гончаровой к «Жар-птице»
требуют сложного монтажа.
Фото предоставлено
Национальной галереей искусств
Впрочем, это не самое большое произведение на выставке. Театральные декорации, выполненные Натальей Гончаровой для спектакля «Жар-птица», имеют 15,5 м в ширину и 10,5 м в высоту. Они представлены в отдельном разделе выставки, посвященном влиянию русского авангарда на развитие балета. Эта самая обширная часть экспозиции, в центре которой Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Художники присоединились к кругу Дягилева во время Первой мировой войны, привнеся в дизайн декораций и костюмов свои авангардные идеи, и гончаровская «Жар-птица» занимает здесь особое место. 
Еще одна часть выставки – «Международный авангард» – рассказывает о творчестве компании «Русский балет» послевоенного периода. Дягилев, прекрасно разбиравшийся в тенденциях современного искусства, привлек к постановке своих балетов самых передовых художников того времени. Пабло Пикассо создал декорации, костюмы и занавес для «Парада», первого балета в стиле кубизм с музыкой Сати, либретто Кокто и хореографией Мясина. Работали с «Русским балетом» и Анри Матисс, известный своими дерзкими красочными костюмами для «Песни соловья», и Соня и Роберт Делоне, которые воссоздали костюмы и декорации к балету «Клеопатра» в 1918 году (акварельный набросок и сам костюм Клеопатры представлены на этой выставке).
Наконец, завершается выставка рассказом о последнем хореографе компании Джорже Баланчине. Представлены два его балета – «Блудный сын» с декорациями Руо и «Шар», который был оформлен де Кирико. Здесь же можно посмотреть запись захватывающего представления Михаила Барышникова, который репетировал под руководством Баланчина «Блудного сына». 
Специально для этой выставки Национальная галерея искусств выпустила документальный фильм о Дягилеве. Фильм рассказывает о творческом пути Дягилева, его ранних попытках найти себя в искусстве, его способностях в организации сотрудничества с авангардными композиторами, танцорами, художниками и дизайнерами. Нынешняя выставка в Вашингтоне, посвященная русскому балету прошлого столетия, пользуется колоссальным успехом у американцев. Многие ее посетители справедливо отмечают, что она грандиозна по своему размаху и содержанию и открывает для многих американцев тот громадный вклад, который внесли русские художники, композиторы, артисты и хореографы в развитие балетного искусства во всем мире. 

Вашингтон

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Екатерина Трифонова

Кассационная инстанция разбирается с приговорами за кражу сена и старой плитки

0
305
ОПЕК+ готовится продлить ограничения по добыче нефти

ОПЕК+ готовится продлить ограничения по добыче нефти

Ольга Соловьева

Ослабление контроля над добычей обвалит цену барреля черного золота

0
361
Первые решения Трампа американцам понравились

Первые решения Трампа американцам понравились

Геннадий Петров

Судя по опросам, политик стал более популярен, чем до избрания президентом

0
452
Минфин визуализирует доходы экспортеров

Минфин визуализирует доходы экспортеров

Анастасия Башкатова

Доллар, не чувствуя преград, устремился к 115 рублям

0
440

Другие новости