0
3316
Газета Люди и положения Интернет-версия

12.04.2013 00:01:00

Между публикой и Вселенной

Тэги: цирк, слон, ДементьевКорнилов


цирк, слон, Дементьев-Корнилов Андрей Дементьев-Корнилов: «То, что вы видите на манеже, – лишь малая часть, окончательный продукт труда и долгого процесса». Фото с официального сайта Андрея Дементьева-Корнилова

На следующей неделе, 20 апреля, мир отмечает Международный день цирка, учрежденный три года назад Европейской цирковой ассоциацией и Всемирной федерацией цирка. В Цирке на Цветном бульваре продолжается программа «На бис!», где участвует дрессировщик Андрей Дементьев-Корнилов с номером, получившим «золото» на Международном фестивале циркового искусства в Москве. Эту часть цирковой программы поставила еще его мать, также дрессировщица, Таисия Корнилова по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Алексей ФИЛИППОВ поговорил с продолжателем семейных цирковых традиций Андреем ДЕМЕНТЬЕВЫМ-КОРНИЛОВЫМ о слонах, Вселенной и айпадах. 

– Андрей, почему вы выбрали для дрессуры именно слонов?
– Этот выбор сделал еще мой прапрадед. После него вся семья стала досконально изучать этих животных, работать с ними. Прапрадед же перепробовал работу со всевозможными группами и видами животных – с верблюдами, зебрами, собаками, были медведи и другие хищники, но ему понравились слоны. Он так их полюбил, что начал брать все больше и больше этих животных – в то время была такая возможность. У него доходило до 9–11 слонов. У нас сейчас пять слонов вместе с маленькой слонихой, которую мы привезли из Китая, из Гуанчжоу.
– Вам не хотелось дрессировать других животных или стать клоуном, акробатом? Может быть, вообще не в цирке работать?
– Были периоды, когда я работал коверным, клоуном, а в возрасте 16 лет вообще не хотел работать с животными, мечтал стать жонглером оригинальных предметов – кубиков. Но мои родители должны передавать те навыки, традиции, которые им передали мои дед и бабушка. И у нас была договоренность: если ты не захочешь быть дрессировщиком – это твое право, но мы будем знать, что дали тебе ремесло, которое сами знаем. Получилось так, что погиб мой отец, нужно было что-то делать. Тут помог директор Рижского цирка Гунар Каткевич – близкий друг нашей семьи. Он меня заставил на поминках пообещать всем и себе в первую очередь, что буду работать со слонами. В 19 лет я начал работать как дрессировщик.
– Бывают случаи, когда опыт передается не только членам семьи, но людям со стороны, у которых есть талант?
– Да, это абсолютно нормально. И люди, которые приходят со стороны, обладают даже большим потенциалом, достигают больших высот, а не только те дети, которые растут в цирковых семьях. Я думаю, это в любом деле, так же и в искусстве, и в промышленности. Яркий пример – Влад Гончаров. Молодой парень, ему 30–31 год, он – дрессировщик львов. Начинал цирковую карьеру с администратора, продавал билеты. Ему так понравились львы, что он изъявил желание с ними работать. Конечно, у него были серьезные учителя – дрессировщики Бирюков, Багдасаров. Через четыре года он стал заметным артистом, а сейчас уже едет в Монте-Карло, я думаю, брать «золото». Монте-Карло – это как «Оскар» в кинематографе, только в цирковом мире.
– За счет кого больше пополняется труппа цирка: молодых людей, которые приходят из цирковых училищ, или людей не цирковой профессии? 
–  Есть заведения, где учат истории цирка, истории театра. Там мастера, тренеры и бывшие цирковые артисты дают базовую подготовку, чтобы человек мог владеть своим телом, стоять на руках, жонглировать предметами. Потом они смотрят, в какой области человек проявляет способности. На втором или третьем курсе он делает выбор и занимается уже по узкой специализации. Дрессировщиков там не обучают. Но, я думаю, если человек, окончив училище, потом освоит работу дрессировщика благодаря мастерам, которые работают не первый год на манеже, – из него тоже может выйти хороший дрессировщик. Любой жанр требует огромных усилий от человека, а дрессура – это самодисциплина в первую очередь. То, что мы видим на манеже, – это малая часть, окончательный продукт труда. Кормление, переезды, уборка – долгий процесс, чтобы животное чувствовало себя комфортно. А когда ему комфортно, оно доверяет тебе – и тогда есть результат.
– На ваш взгляд, популярность цирка за последние 20 лет изменилась, ведь произошло много изменений в техническом плане, например?
– И будут происходить еще быстрее и больше. С каждым поколением человек приобретает много информации – даже не приобретает, она к нему поступает. Тяжело справляться. Цирк тоже проходил сложный этап в течение этих 20 лет. Было полное пренебрежение цирком со стороны публики, потому что появился Интернет, DVD, разная техника. Раньше люди знали, что после работы они пойдут в кино, или в театр, или в цирк, или погулять в парк, покататься на теплоходе. Если брать послевоенное время, можно, наверно, перечислить десять пунктов досуга. А сейчас его очень много. Люди начали отворачиваться от цирка, здания начали приходить в негодность. А что нужно человеку на сегодняшний день? Мы обрели очень много материальных ценностей со времен Первой мировой войны, когда человек думал о том, чтобы приобрести материальные блага – чтобы была квартира, был дом, посуда. Раньше один телевизор был на весь дом, а сейчас он у каждого. В дальнейшем будет потребность в ощущениях – и в цирке это есть. Мы дарим людям ощущения, которые нельзя потом выбросить в мусор, как использованную баночку из-под кока-колы. И я думаю, если делать свое дело очень хорошо, люди будут ходить.
– С какими слонами лучше работать: индийскими или африканскими?
– У нас была в семье африканская слониха, она была безумно талантливая, делала интересные трюки. Но была строптивой. Был момент нападения на мою маму, на нашего старшего дрессировщика. Слониху пришлось сдать в зоопарк в возрасте 20 лет, хотя после 13 они уже становятся особо опасными. Африканские слоны не так долго находятся в контакте с человеком, как индийские, у которых уже на генетическом уровне передается определенное поведение, спокойствие при близости с человеком. 
– У слонов есть возраст, когда они лучше всего поддаются дрессуре?
– У африканских. Что касается индийских, они могут работать до самой старости. У нас старшей слонихе 53 года, и она работает. Хотя все зависит от животного – есть спокойные слоны, есть неспокойные, так же как и люди.
Со словами репетируют с утра и днем на голодный желудок.  	Фото с официального сайта Андрея Дементьева-Корнилова
Со словами репетируют с утра
и днем на голодный желудок.
Фото с официального сайта
Андрея Дементьева-Корнилова
– Были рискованные ситуации, когда слон во время репетиции или выступления впадал в ярость?
– Да, риск был, но у животного не было ярости, а скорее испуг. Испуг – это тоже опасно для такого животного, как слон. Особенно в людном месте. Мы выезжали на праздник города в Казань. По городу должен был пройтись караван. 
Сначала восточные красавицы, за ними шли купцы с верблюдами, какая-то свита и замыкали шествие слоны. А за слонами еще масса народа – якобы зеваки, жители сказочной восточной страны. Когда мы репетировали, сказали, что нам нужно все точно знать: какой будет свет, какой громкости звук. Чтобы мы могли понять, насколько животные смогут спокойно и адекватно находиться в такой обстановке. Нам все показали, но днем, а действие проходило поздно вечером, когда уже было темно. На шум слоны отреагировали хорошо. А когда началось шествие – включили огромные экраны с изображением, которых на репетиции не было, и слоны их испугались. В пяти метрах от нас за ограждением стоят толпы жителей Казани, слева – экраны, между – довольно узкий проход. Мы испугались, что слоны могут побежать в панике. Но все закончилось хорошо: мы успокоили животных (взяли прикормку) и прошли. Единственное, не удалось показать всю работу, все трюки, потому что слонов невозможно было попросить сделать все, у них была паника.
– Почему со слонами и другими животными репетируют днем?
– В основе дрессуры прикормка на голодный желудок. Поэтому репетиции идут с утра. Мы с вами получаем деньги, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Они зарабатывают трюками. Поэтому утром происходит подкормка. Даем им сладости, бананы, сахар, яблоки, хлеб. Днем они кушают сено, их готовят к представлению. Если это выходной день, то они просто гуляют, кушают ветки. А вечером уже представление.
– Возникали курьезы, когда слон мог что-то стащить, если за ним не досмотреть?
– Была съемка передачи. Женщина-редактор что-то нам рассказывала, объясняла, что нужно будет сделать, и руководствовалась сценарием. Вдруг подошла слониха, вытащила у нее этот сценарий и съела. Хорошо, редактор за пять минут до этого из рук убрала айпад, а то слониха и его бы съела. Был другой случай, когда еще мой дед работал. Стояло шесть слонов на цепях, а в смежной комнате хранились отруби и все овощи. Тогда устроился в цирк новый работник, который любил выпить. Был выходной день, в цирке никого из артистов не было. Нового работника позвали собутыльники, и он ушел из слоновника. В это время слониха отковала себе переднюю ногу, заднюю ногу ей отковали подруги. Она направилась в помещение, где находятся отруби. В знак благодарности за то, что ее освободили, она дала слонам мешок отрубей, а сама ушла кушать в комнату. Когда они начали разрывать мешки с отрубями, поднялась сильная пыль и слонов стало не видно. И этот работник, уже «теплый», решил проверить слонов. Открывает дверь и видит, что, кроме дыма, ничего нет. Он подумал, что начался пожар, побежал бить тревогу, сбежались все артисты, руководители, потому что в цирке пожар – страшная штука. Оказалось, что слоны просто пообедали.
– Как вы выбираете имя для слона? 
– Например, нашу маленькую слониху зовут Марго, и мы даже объявили конкурс по радио на лучшее имя, которое подойдет слоненку. Дети прислали тысячи имен с рисунками. И как только не называли – и Сара, и Дзера, и Помпюська… Как говорят, как судно назовешь, так оно и поплывет. Мы придерживаемся этого же правила. У нее было имя, которое дали ей китайцы – Ханни. Но оно такое холодное, хоть и переводится как «Сладкая», и не совсем подходило слонихе. Мы начали все имена проговаривать, она к нам не подходила. А когда произнесли «Марго» – она подошла. На этом мы остановились. Значит, оно ей больше всего подходит. «Маргарита», как мы потом узнали, в переводе с латинского – «жемчужина». Остальные слоны старше меня, им имена выбирали еще мой дед, бабушка, мама. Их зовут Ранга, Индра, Претти и Герда. 
– Есть у вас какие-то особые приметы, чтобы выступление хорошо прошло? Может быть, какие-то амулеты.
– Заварить себе чай, хороший китайский. Размяться, сделать зарядку, размять животных. Сосредоточиться. Пообщаться со Вселенной, вселенским разумом. И потом уже выходить на манеж. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1331
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1517
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1629
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3885

Другие новости