Александр Созонов и Олег Меньшиков внимают журналистам. Фото автора
Ровно год назад Олег Меньшиков стал художественным руководителем театра имени Ермоловой. По поводу чего решил встретиться с журналистами (что делает крайне редко) и, так сказать, отчитаться о проделанной работе. Прихватив с собой на пресс-конференцию в РИА Новости подельников: бывшего руководителя театра Владимира Андреева, в чью голову пришла эта замечательная мысль — позвать Меньшикова на княжение; юного режиссера, студента школы-студии МХТа Александра Созонова, оказавшегося постановщиком спектакля «Портрет Дориана Грея», где Меньшиков играет роль лорда Генри; не менее юного исполнителя роли Дориана Грея Сергея Кемпо и директора IT-компании «ЛАНИТ» Игоря Дуброво (в пресс-релизе значилось: «По замыслу режиссера цифровые технологии являются ключевым постановочным решением, создают эффект виртуальной реальности, в которой героями не становятся, а где героев – создают»).
Олег Евгеньевич поведал собравшимся, что был он свободным художником со своей антрепризой «Товарищество 814», а стал немного чиновником. То, что он наметил для себя на этот год, – сделал: выпустил четыре премьеры («Может быть, в конце сезона состоится еще одна – внеплановая»); ремонт еще не завершен, но фойе готово. Есть у него намерение сделать эдакий театр-клуб: имеется договор с мэром Собяниным, что все здание отойдет театру. Можно будет проводить выставки, показы мод, открыть актерскую школу, соорудить малые сцены (одна такая на 140 мест уже строится). Сам он не сторонник репертуарного театра, который попахивает богадельней, следовательно, нужны новые формы: новый репертуар, современный свет и звук, синтетические актеры. В театр стал возвращаться зритель. «С декабря продажи билетов возросли на 200% – я сам немножко обалдел, получив такие данные». (Можно было и не обалдевать – скорее всего это не показатель возросшего качества, а показатель капитализации его имени). Окончательные итоги можно будет подвести года через три-четыре.
Наконец, дали слово журналистам. Корреспондент «Нью таймс» поинтересовался у Созонова – вот-де режиссер Константин Богомолов занимает политическую позицию в своих творениях, а вы? «Режиссер должен занимать прежде всего художественную позицию. Оскар Уайльд писал о тонких вещах, и мне бы не хотелось, чтобы это все превратилось в сатирический портрет», – ответил Созонов, а я его зауважала: и молодые бывают вменяемыми! Но на экране показали фрагменты спектакля, и я пала духом, увидев современную одежду, художника Бэзила с дрэдами и IP технологии. Едва погас экран, я обрушилась на творцов с вопросами, что бы это все значило – приспособление классика под нужды современности? Подпорки для зрителя, который сам, конечно, параллелей не проведет? И так ли нужны традиционному театру цифровые технологии? Внятного ответа я не получила; Олег Евгеньевич поведал, что как-то обнаружил себя на монохроме и удивился, но ничего страшного в этом нет. «Труд» провокационно спросил: «А зачем современному человеку вообще идти в театр? Ему бы пойти на красивые технологии, лазерное шоу...» «Тогда уж лучше в цирк Дю Солей», – отреагировал Меньшиков. «Театр переживет все искусства, – заметил Созонов. – Он конкурентоспособен во все времена, потому что сосредоточен на человеке».
Под конец Олег Евгеньевич сообщил, что он все-таки намерен сделать «Сильву» Кальмана с оркестром а-ля Брегович – Кустурица: «Тексты эти, конечно, произносить невозможно, но музыка там – великая». Будем ждать.