В вашингтонском музее Хиллвуд, известном самой богатой коллекцией русского декоративно-прикладного искусства за пределами России, открылась выставка под названием «Царская роскошь: альбомы, посвященные коронации русских царей». Этим проектом организаторы отмечают 400-летие прихода к власти династии Романовых. Выставленные экспонаты – это не только альбомная история царственной семьи, но и повествование о перипетиях бурной российской истории, с которой Америка почти не знакома.
Традиция выпуска специальных памятных альбомов, посвященных коронации монарших особ, существовала при всех европейских дворах еще в Средние века. Эти альбомы появились еще в самом начале эпохи книгопечатания и выпускались небольшими тиражами – от 400 до 1600 экземпляров. Такая эксклюзивная печатная продукция предназначалась для подарков коронованных особ членам их семей, близким друзьям, другим королевским домам, дипломатам и иным высокопоставленным лицам.
В альбомах подробно рассказывалось о том, как проходила сама коронация, какие праздничные мероприятия (как религиозные, так и светские) ее сопровождали, кто персонально присутствовал на церемонии. Сегодня такие альбомы – не только исторические источники, они представляют большую художественную ценность, ведь к работе привлекались высококлассные художники своего времени.
В России традиция выпуска коронационных альбомов прижилась не сразу. Первый представитель династии Михаил Романов и его потомки более ста лет никаких альбомов не знали. Первым специальное коронационное издание заказал в 1724 году главный реформатор во всех областях Петр I, посвятив его восшествию на престол своей жены Екатерины I. Из 20 правителей династии Романовых только семеро выпустили альбомы, посвященные своей коронации, и все они представлены на выставке. Пять из них хранятся в самом музее Хиллвуд: три альбома – Николая I от 1828 года, Александра II от 1861 года и Николая II от 1899 года – подарил музею князь Серж Белоссельский-Беломорский в 1968 году, еще два – Елизаветы от 1744 года и Александра III от 1833 года – были выкуплены музеем в начале 1990-х годов из частных коллекций.
Каждый альбом содержит портреты коронованных особ и приближенных к ним лиц, зарисовки эпизодов самого праздника. Гравюры в альбомах XVIII века еще черно-белые. В XIX уже появляется цвет, причем преобладает золото, как символ торжественности и принадлежности к царскому двору. Процесс книгопечатания в цвете в то время был очень трудоемким – для получения хорошего качества необходимо было по несколько раз с определенными промежутками во времени накладывать тот или иной цвет на бумагу. Со второй половины XIX века в альбомах появляются фотографии, а также образцы меню праздничных обедов и ужинов.
Кстати, фотографии, так же как и другие предметы, дополняют экспозицию, в которой коронационные альбомы занимают центральное место, но все же не единственное. Так, среди экспонатов есть фотография народного гулянья по случаю восшествия на престол Николая II. На ней запечатлены счастливые и радостные лица людей, участвующих в этом празднике и еще не подозревающих о том, что уже через час здесь же, на Ходынке, произойдет страшная трагедия и многие из них будут раздавлены толпой. На выставке показывают и фильм с документальными кадрами празднества по случаю коронации последнего русского царя. Среди множества разнообразных подарков, представленных на выставке, есть деревянный резной поднос для хлеба и соли, сделанный мастерами Херсонской губернии и подаренный Николаю II.
Большинство экспонатов этой выставки было заимствовано из частных коллекций, а также Библиотеки Конгресса, Государственной библиотеки Нью-Йорка, Национальной картинной галереи и других американских центров, связанных с русской культурой и историей. Вместе с тем здесь нет ни одного экспоната из российских музеев: из-за спора вокруг «Библиотеки Шнеерсона» культурный обмен между Россией и США по-прежнему фактически заморожен. Как поясняет куратор выставки Кристен Реджайна, у музея Хиллвуд давно сложились хорошие отношения со многими российскими музеями, однако вопрос об обмене экспонатами лежит в области политических и юридических решений на высшем уровне. Фактически единственным экспонатом, попавшим на выставку из России, можно считать бальное платье бледно-розовых тонов, специальное сшитое к коронации Николая II. Это платье временно предоставил музею историк моды и коллекционер Александр Васильев.
Выставка, посвященная 400-летию Романовых, традиционно расположилась в помещении построенной на территория музея дачи. В главном здании музея, где когда-то проживала его основатель Марджори Пост, кураторы подобрали экспонаты по ее теме. Так, в столовой выставлен обеденный сервиз с символикой российской империи. Он использовался на торжественном обеде на коронации Николая II в 1896 году.
Выставка «Царская роскошь – альбомы, посвященные коронации русских царей» – привлекает внимание множества посетителей не только своими экспонатами, но и новыми техническими возможностями. Здесь не только можно в подробностях посмотреть содержание коронационных альбомов на iPAD, но и загрузить себе в компьютер этот интереснейший материал.
Вашингтон