Магнус Карлсен закрепил на турнире единоличное лидерство.
Фото с сайта турнира
Продолжающийся в Лондоне турнир претендентов на мировую шахматную корону выходит на финишную прямую. После ожесточенных сражений, происходивших в середине соревнования, окончательно определились имена тех, кто всерьез рассчитывает на завоевание главного приза турнира – права бросить вызов действующему чемпиону, индийскому гроссмейстеру Виши Ананду.
Ничего неожиданного за прошедшую неделю не случилось. Главный фаворит претендентского форума – молодой норвежский гроссмейстер Магнус Карлсен – смог оторваться от своего главного конкурента Левона Ароняна и закрепить на турнире единоличное лидерство. Тем не менее происходившие в Лондоне события вызвали активное обсуждение древней как мир темы везения и невезения. Наиболее ярко это подтвердили события в партии пятого тура между Владимиром Крамником и Левоном Ароняном.
«Белый Крамник» всегда был для армянского гроссмейстера крайне неприятным соперником. Он не раз обыгрывал Левона в стыковых матчах Всемирных шахматных олимпиад и регулярно, внешне неброско и как будто бы не слишком амбициозно разыгрывая дебют, добивался в партиях с ним значительного преимущества. Поэтому события, происходившие в поединке пятого тура лондонского турнира, воспринимались как своего рода повторение пройденного. Длительное размышление Крамника на 24-м ходу свидетельствовало вроде бы лишь о том, что экс-чемпион мира решил перепроверить варианты, перед тем как приступить к проведению выигрывающей комбинации.
Но когда рука Крамника наконец-то передвинула фигуру, стало ясно, что на доске сделан совсем другой ход. После него белые сохраняли заметное преимущество, однако, несмотря на острый дефицит времени, Аронян смог избежать в дальнейшей игре ошибок и спасти эту трудно складывавшуюся для него партию. А поскольку досадный промах во встрече с потенциальным конкурентом оказался для Крамника не единственным, стало казаться, что одной из причин этого невезения является сама стилистика россиянина при ведении боя. Глядя на его лондонское творчество, в голову невольно приходил образ его друга – боксера Виталия Кличко, который благодаря мощным длинным рукам и безукоризненной технике ухитрялся держать на дистанции едва ли не всех своих соперников, лишая бокс столь дорогого сердцам многих болельщиков свирепого мордобоя. Вот и Владимир Крамник, удерживая на почтительной дистанции всех своих оппонентов, не пропустил за весь первый круг ни одного удара, не получил ни одной худшей позиции, но при этом так и не смог никого из них послать в нокаут. Как охарактеризовал происходившее сам экс-чемпион мира, мяч почему-то упорно не хотел залетать в их ворота.
Совершенно иначе выглядела на этом фоне игра лидеров. И в партиях Магнуса Карлсена, и особенно в творчестве Левона Ароняна пресловутого «мордобоя» было хоть отбавляй. А при подобном обмене ударами вы не только достаете противников, но и предоставляете им в острейшей борьбе немалые шансы. Неудивительно, что только чудо уберегло ворота норвежского викинга в партии против Теймура Раджабова, а армянский гроссмейстер, использовав не вынужденную цейтнотную ошибку своего бакинского коллеги, смог забить в его ворота удивительный гол.
Многое в спорте можно списать на случайность. Однако, как точно подметил голландский гроссмейстер Генна Сосонко, в подобных случайностях есть своя очевидная закономерность. Фортуна улыбается только тем, для кого мечта о победе составляет саму суть спортивного естества, кто раз за разом ставит перед соперниками максимально сложные задачи.
По итогам первого круга стало казаться, что имя победителя будет названо в заочном споре Карлсена и Ароняна, однако первые же партии, сыгранные во втором круге соревнования, показали, что он может оказаться разительно непохожим на первый. Свою первую победу (в той же самой технической «ничейной» манере) одержал Владимир Крамник. Начал выигрывать и победитель претендентских соревнований предыдущего цикла Борис Гельфанд. Судьба словно бы решила вернуть Гельфанду долги за невезение, преследовавшее его в первом круге, причем его жертвой в девятом туре пал сам Левон Аронян.
В сложившейся ситуации великолепный шанс выпал и на долю Владимира Крамника. Ведь если бы он (белыми) обыграл Магнуса Карлсена, то догнал бы обоих лидеров и вполне мог рассчитывать опередить их на финише. Однако тонко переиграв норвежца в дебюте, Крамник поспешил форсировать события и позволил Магнусу, продемонстрировав свою филигранную технику, в очередной раз убежать на ничью в эндшпиле без пешки. Турнирная интрига лишилась яркого поворота.
Впрочем, десятый тур вдохнул в развернувшуюся гонку новую жизнь. Всем трём фаворитам удалось в этот день одержать победы, причём богиня удачи подарила экс-чемпиону мира полноценную половинку очка. Можно надеяться, что на финише соревнования нас ожидают непредсказуемые события. Во всяком случае для категорических выводов и однозначных прогнозов пока нет никаких оснований.