Владимир Крамник наблюдает за поединком лидеров – Лево- на Ароняна и Магнуса Карлсена. Фото пресс-службы турнира
После шести туров, сыгранных на турнире претендентов на мировую шахматную корону, наступил второй выходной день. Самое время, чтобы подвести итоги старта и оценить шансы каждого из восьми шахматистов в борьбе за главный приз соревнования – право бросить вызов действующему чемпиону, индийскому гроссмейстеру Виши Ананду.Встречать людей в жизни принято по одежке, в шахматах – по сухим цифрам рейтинга, отражающим успешность выступлений того или иного гроссмейстера в предшествующих турнирах. Этот достаточно объективный показатель свидетельствовал о том, что для определения будущего победителя самого важного личного соревнования 2013 года его участникам даже не стоило садиться за шахматные столики. Шестидесятиочковое предстартовое превосходство Магнуса Карлсена над своим главным номинальным конкурентом Левоном Ароняном (не говоря уж о других участниках) выглядело не просто впечатляющим. Едва ли не все соперники в этом случае воспринимались как актеры второго плана на бенефисе мировой знаменитости. Гораздо более интересным представлялся другой вопрос: насколько успешно сможет сам Магнус выдержать беспрецедентное испытание медными трубами и, садясь за столик напротив незакомплексованных оппонентов, не утратить критичности при принятии решений за шахматной доской?
Поначалу складывалось впечатление, что в ходе этого испытания главный фаворит может понести значительные потери. Его выдавала нескрываемая досада после коротких ничьих в первые два дня соревнования, как будто Магнус надеялся обыграть в Лондоне едва ли не всех своих соперников, в том числе Левона Ароняна и Владимира Крамника, с которыми ему довелось встретиться на старте. Было очевидно: никто из соперников Карлсена не собирается во встречах с ним тушеваться.
Между тем второй и третий туры показали, что один из титульных вице-фаворитов, а именно Левон Аронян, пользуется на турнире явным благоволением фортуны. В Лондоне армянскому гроссмейстеру начало «везти, как первому призеру» – эта формула была около полувека назад придумана советскими шахматистами. Стало ясно, что если столь сильный шахматист раз за разом получает на турнире подарки судьбы, а затем успешно конвертирует их в набранные очки, то конкурировать с ним будет очень трудно.
Однако, как известно, везет сильнейшему, поэтому в том, что после красивого невынужденного просмотра в партии против Левона Ароняна Борис Гельфанд повторил этот подвиг во встрече с Магнусом Карлсеном, нельзя усмотреть ничего неожиданного. Победа норвежца в партии четвертого тура над Александром Грищуком полностью вписывается в сложившиеся представления о спортивном кредо и наиболее сильных сторонах творчества лидера мирового рейтинг-листа. Что же до действий его соперника, то, блестяще справившись накануне с дебютной новинкой Владимира Крамника, Грищук пал на следующий день жертвой не только сильной игры соперника, но и собственных творческих исканий, следствием которых явились крайне рискованная стратегия и окончательно добивший черных острейший цейтнот.
Похоже, одному из самых интересных шахматистов современности не суждено составить в Лондоне реальную конкуренцию лидерам. А вот двум другим россиянам – Петру Свидлеру и Владимиру Крамнику – это может оказаться по плечу. Правда экс-чемпион мира, не имевший на старте турнира ни одной худшей позиции, не смог ни разу добиться и заметного преимущества, тогда как игра шестикратного чемпиона России производит исключительно яркое и уверенное впечатление. Поэтому третье место Петра Свидлера, занимаемое петербуржцем после четвертого тура соревнования, воспринималось как вполне закономерный результат, как исходный рубеж для начала борьбы за главный приз претендентского форума.
И, действительно, пятый тур едва не вывел Свидлера в лидеры. Однако, добившись по итогам дебюта явного преимущества, он так и не смог сломить упорное сопротивление Бориса Гельфанда. В то же время его потенциальным конкурентам - Левону Ароняну и Магнусу Карлсену – удалось, попав в тяжелейшие позиции, защититься во встречах с Владимиром Крамником и Василием Иванчуком соответственно. Статус-кво не был нарушен, однако накал борьбы неуклонно нарастал, суля любителям шахмат непредсказуемые события во второй части соревнования.