0
3703
Газета Люди и положения Интернет-версия

22.03.2013 00:30:00

Человек с зеленым лицом


Музей предложил новый взгляд на хорошо из- вестного Шагала. Фото автора

Кураторы цюрихского Kunsthaus, одного из лучших собраний произведений искусства Швейцарии, – настоящие мастера по сбору выставок-блокбастеров. Тех, на которые арт-лаверс съезжаются со всей страны и со всего мира и на которые в любой день недели стоят очереди. Достаточно вспомнить недавние моновыставки Джакометти, Гогена или Майоля, а также регулярный показ сокровищ из крупнейших частных коллекций Европы и США. Выставка «Марк Шагал. Мастер модерна» – как раз из таких. 
С именем русского художника (впрочем, французы откровенно считают его своим) в Цюрихе связано многое. Живя во Франции, Шагал часто здесь бывал, многих знал и дружил с очаровательной хозяйкой богемного кафе Kronenhalle, месте встреч артистов, художников и музыкантов. С тех пор залы в кафе наряду с произведениями Пикассо, Кандинского и Матисса украшают и его небольшие узнаваемые работы и акварели. Его первая крупная ретроспектива проходила здесь же, в Kunsthaus, еще в 1968 году. Городские власти так впечатлились модернистской романтикой шагаловских полотен, что кроме того, что купили многие его работы в собрание музея (сегодня в Цюрихе одна из лучших в мире коллекций его живописи и графики), после окончания выставки отправили к Шагалу, жившему тогда на Лазурном Берегу, целую делегацию. Городские «послы» прибыли к художнику с предложением сделать витражи для местной готической церкви Фраумюнстер, древней, но абсолютно лишенной всяческих внутренних красот протестантами. Мастер сделал пять огромных 10-метровых витражных окон, в рисунках которых уместил всю библейскую историю и даже собственный автопортрет: на центральном окне у ног распятого Христа две фигуры на осле, в одной из которых можно узнать самого Шагала.
   
Отдельное место в экспозиции занимают огромные эскизы для фойе Московского Еврейскогокамерного театра. Фото автора
Спустя восемь лет, в 1978 году, художник сделал для церкви еще один витраж – окно-розу с картиной сотворения мира. Сегодня Фраумюнстер, как музей и кафе, – место паломничества туристов.    
Нынешнюю выставку посвятили одному из самых трагических и плодотворных периодов Шагала, с 1911 по 1922 год, – времени формирования его художественного стиля и карьеры. Времени его первого пребывания в Париже до Первой мировой войны; первой выставки в берлинской галерее Der Sturm; возвращения в Россию, охваченную революционной лихорадкой, и окончательной эмиграции. Наконец, периоду большой любви и развития своего искусства, артикулирующего к еврейской и русской культурам, вступающим в его работах в диалог с модернизмом – от фовизма к кубизму и орфизму, от экспрессионизма к супрематизму.
На выставку в Kunsthaus собрали более сотни известных картин, рисунков и коллажей со всего света. Здесь и его ранние работы: мечтательная «Поэт с птицей» из Института искусств Миннеаполиса, макабрическая «России, ослам и другим» из парижского Центра Помпиду и полотно «Я и деревня» из нью-йоркского MoMA, написанное в 1911 году почти сразу по приезде в Париж, куда он отправился учиться по стипендии. С домиками и церковными куполами родного Витебска, часто встречающимся зеленым лицом в полхолста (символ тоски по родине и, возможно, намек на увлечение парижской богемы абсентом) и мирно пасущимися коровами – провинциальный рай и новаторское изображение хасидской идеи о связи природы и человека. И первое обращение к входящему в моду кубизму в «Поэте или полчетвертого», и контрастные эксперименты в духе орфизма («Париж, увиденный через окно»), выполненные под влиянием Робера Делоне, с которым Шагал очень сблизился в те годы. И знаменитая «Прогулка» из  петербургского Русского музея с парящей над землей фигурой его возлюбленной Беллы.
Отдельное место в экспозиции занимают огромные эскизы мастера, выполненные для фойе Московского Еврейского камерного театра, прибывшие из Третьяковской галереи. Шагал проработал там два года вплоть до эмиграции и не только расписал вестибюль аллегорическими фигурами и музами, но и создавал эксизы для костюмов и декораций. Московские росписи того времени не сохранились, а для дошедших до нас монументальных эскизов в музее построили отдельный зал. Выставка пробудет в Цюрихе до середины мая, а после продолжит свое путешествие в отделении Tate в Ливерпуле.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1428
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
901
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
641
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
888

Другие новости