Нежданно-негаданно на небосклоне московской литературной жизни появилась Татьяна Толстая. И надо сказать, в необычном сюжете. В ресторане "Записки охотника", что в Центральном доме литератора, жюри, которое и возглавляла писательница, объявляло итоги конкурса "Чудесные истории о деньгах". Каждый из нас, без сомнения, готов рассказать море историй о деньгах, но с большей вероятностью об их отсутствии. Идею же этого творческого состязания, которое проходило на просторах интернета, лучше всех сформулировал известный либеральный культуролог Александр Тимофеевский: "Это попытка привить обществу буржуазность. Объяснить, что зарабатывать деньги не есть плохо и иметь их, заработанные, тоже хорошо. Грех также завидовать чужому успеху. А успех страны зависит и от успеха ее граждан".
Организаторы выступали за толерантность к тем, "кто заплатил налоги", и против одинаковости, которой никак не соответствовали новые лауреаты. То есть они были разными: учителя, врачи, слесари - жители не только городов, но и деревень.
Здесь, наверное, надо рассказать отдельно, как такие разные люди вдруг, в одночасье оказались в числе победителей. Конкурс о чудесных деньгах чудесно проходил в интернете, где были объявлены условия. А именно: каждый желающий может прислать рассказы на заданную тему на определенный адрес и ждать чудесного. Так и сделали. Так оно и вышло.
Татьяна Толстая поделилась впечатлениями о работе в интернет-конкурсе, когда "из электронного клубка вытягиваешь победителя, как кота в мешке". Последующая же передача сообщений и обмен информацией с неизвестными напомнили ей знаменитое дупло Дубровского (Дубровский и его возлюбленная Маша оставляли в дупле дерева друг другу записки). Открытием стало и то, что определенные отношения с авторами - вещь, оказывается, заразная: "каждый может прислать тебе свой вирус и размножается до 65 раз".
В результате главных лауреатов получилось пять. Любопытно, что материальную составляющую премии (редкий случай) объявляли в рублях (100 тысяч рублей, 50, 30 и 10, естественно, тысяч), а давали (приятно) в валюте. Тут же вручили любопытным и книжку с рассказами 20 финалистов. Ее за две недели умудрилось выпустить издательство "Подкова". Общим порывом назвали ее "Талан", что означает "удача".
Некоторые авторы (даже явившись на церемонию) не раскрыли своих настоящих имен. Из отдельных фраз, услышанных в кулуарах, стало понятно, что в конкурсе инкогнито соревновались очень известные авторы, которые наград, кстати, не получили. Заподозрили в участии и самих организаторов, среди которых уже названная Татьяна Толстая и Дуня Смирнова. Стало известно, что они также под псевдонимами поставили свои сочинения в конкурс. Но премий себе все-таки не дали. И уж целая интрига закрутилась вокруг некоего занявшего первое место Alexа, более никак себя не обозначившего и исчезнувшего в интернете. Опытные литераторы увидели в стиле руку серьезного профессионала. Главные подозрения пали на Николая Климонтовича и Б.Акунина. Особо любопытные сразу же позвонили по телефону первому, который не подтвердил своего участия, но беспокойно поинтересовался, можно ли еще и куда присылать рассказы. Стало ясно - не лукавит.
Вот в такой вот праздной суете и переехали из ЦДЛ в клуб "Обломов", где стерлядь и "Русский стандарт" сразу же навеяли воспоминания о том, что некогда в позднесоветские времена понятие "писатель" всегда имело при себе определение "состоятельный", которое с годами утратило. Так и беседовали о разных состояниях, чудесных деньгах и нестыдности чужого успеха, отгоняя даже мысль о том, что так или иначе завтра утром (следуя собственным обстоятельствам) придется вставать и идти зарабатывать деньги, получив, правда, уже прививку буржуазности.