Процесс подытоживания результатов прошедшего столетия продолжается. Издательство "Гелеос" представило в столичном домике Антона Павловича Чехова проект "Современная русская проза". По мнению директора Левона Григоряна, его суть - показать ретроспективу современной русской прозы без привязки к социальной или политической направленности авторов. По традиции издательства ориентируются на авторов по политическому признаку, например, издавая условно примыкающих к демократическому или патриотическому крылу. "Гелиос" решил представить читателям все, что пишут российские писатели. Поэтому в рамках проекта сосуществуют на равных книги "демократов" Анатолия Курчаткина и Николая Климонтовича, экс-"метропольца" Евгения Попова, писателей "патриотического" крыла Александра Сегеня и Михаила Попова. Такой разброс в эстетических и идейно-художественных вкусах позволит читателям самим ответить на вопрос: существует ли у нас достойная современная проза?
Мы, однако, не поленились поинтересоваться у присутствующих, многие из которых еще и авторы, как они оценивают современную русскую прозу. И получили вдохновляющие ответы.
Николай Климонтович считает современную прозу очень разной: "Очень трудно говорить усредненно. Есть блестящие вещи, которым даже пять баллов, может, было бы мало. А есть так себе, на троечку. Все это сосуществует". Сергей Чупринин поставил бы пять с минусом: "Считаю, что современная русская литература находится сейчас в очень хорошей поре, и ставлю минус только по той причине, что может быть еще лучше". Анатолию Курчаткину показалось сложным давать оценку современной русской прозе, поскольку он видит себя внутри нее: "Писатель не должен рассуждать о произведениях других авторов и выставлять им оценки. Ты оказываешься в положении отличника, который имеет право эти оценки раздавать". А Александр Трапезников дал бы четыре балла: "По-моему, русская проза находится на подъеме, а XXI век будет ее расцветом!"