Среди торжественных церемоний, коими богата дипломатическая жизнь Москвы, эта была особенная. В посольстве Франции прошло торжественное вручение Галине Вишневской награды Французской республики - ордена Искусств и Литературы в степени офицера. Галина Вишневская не раз уже была отмечена высокими французскими наградами: в первый раз ее наградили "Бриллиантовой звездой Парижа", затем она стала кавалером ордена Почетного легиона. И вот теперь - офицером ордена Искусств и Литературы.
Во время торжественной церемонии Посол Франции в России господин Клод Бланшмезон как истинный француз изящно признался, что среди символов свободы в мире вы маэстро Ростропович и его супруга Галина Павловна - на первом месте.
Короля играет свита. Генерала - его армия. Режиссера - актеры. Женщину - ее муж. И - наоборот. Супруги Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вместе уже 46 лет. Мы попытались разговорить главу семьи, который в последнее время не очень-то охотно шел на контакты с российской прессой. Помогла тема, которая очень дорога маэстро, - деятельность его знаменитого фонда.
- Наш фонд сейчас закончил вакцинацию против гепатита более 700 тысяч детей, и мы будем продолжать эту масштабную работу. Это дает мне и Гале самое большое удовлетворение на свете.
- Какие достоинства и недостатки вы бы отметили у русских женщин?
- У замечательных русских женщин недостатков не замечаю. Все, что им, является их достоинствами - красота, работоспособность, совесть.
- Вам приятно, когда вашей жене вручают орден?
- Это для меня огромный праздник. Я не знаю пока в мире жен, столь награжденных, как моя.
- Много ли лично у вас наград?
- Недавно я получил свою 39-ю награду - высший орден Германии "Крест со звездой". Среди моих орденов есть и один русский.
- Не обидно, что только один?
- Нет!
- Где вы храните свои награды?
- В Петербурге. Газеты пишут, что нам подарили в Питере дом. Ничего подобного. Мы с Галей купили в Петербурге 39 однокомнатных и двухкомнатных квартир и расселили из одного дома жильцов, которые жили в невыносимых условиях и просили нас помочь в расселении. В этом доме мы организуем наш архив. То, что для нас наиболее дорого, находится там - пять картин Шагала, подаренных Гале и мне, мой портрет Сальвадора Дали.
- А у кого больше наград - у вас или у Галины Павловны?
- Конечно, у него больше, - вторглась в разговор Галина Вишневская.
- И вам не обидно, Галина Павловна?
- Ничуть.
Так завязался разговор и с виновницей торжества.
- Как вы относитесь к наградам вообще?
- Раз они существуют, их надо получать.
- Где сейчас ваш дом?
- Мой дом в Париже, Петербурге и, конечно, в Москве. В Париже мы живем благодаря советской власти, которая нас изгнала отсюда. Так что мои дочери и внуки теперь живут на Западе: одна дочь - в Париже с четырьмя внуками, другая - в Америке. Мужья у них - иностранцы.
- Вы со своими внучатами на каком языке говорите?
- На русском! Они все отлично говорят по-русски, но каждый из них владеет еще и тремя языками - немецким, французским, английским.
- Ваша музыкальная академия - одно из главных притяжений в России?
- Это моя мечта, я возлагаю на нее большие надежды. Думаю, там очень много можно будет сделать именно для русских певцов. Моя школа почти готова. Ее обещают закончить к 25 декабря. Надеюсь встретить там Рождество. Думаю, школа будет называться Центр оперного пения на Остоженке, 25. Мы объявим вступительный конкурс будущей весной.
- С какими ощущениями вы приезжаете в Россию?
- Я всегда рада приезжать сюда. Это моя страна, мой народ. И естественно для меня быть и жить в России. Беру билет - и через три часа я здесь.
Страна и народ меняются. Жернова проворачиваются с трудом, телега скрипит, но едет. Народ становится лучше и лучше живет. Это безусловно. Когда я слышу, как было раньше хорошо, и как теперь плохо, это вызывает удивление. Все мы помним, как мы жили. Когда приехала сюда в первый раз в 1990-м году, это было что-то страшное - пустые прилавки, вонь в магазинах и очереди, очереди... Всего десять лет прошло. Как можно говорить, что раньше было лучше?
- С кем вы общаетесь здесь?
- Со своим учителем Борисом Александровичем Покровским - дай Бог ему многих лет! Это то, что осталось из старой жизни. Мы были очень дружны с семьей Бориса Николаевича Ельцина. Я очень люблю их всех и надеюсь повидать в скором времени. Я постоянный человек в этом смысле.
- Как вы оцениваете состояние современной российской оперы?
- Конечно, в российской опере есть свои трудности, но это все пройдет. Россия - великая страна. Здесь масса талантов, много великолепных голосов. Надо им только помочь.
- Что вы думаете о новой поющей звезде в России - Николае Баскове?
- У вас сейчас так много заняты этим молодым начинающим артистом. Не могу этого понять. Естественно, что в таком молодом возрасте он мало что умеет делать, и появление его на телевидении, где он занимает целые вечера, выглядит странно. Он способный человек, но насчет его будущей оперной карьеры, судя по его данным, тембру голоса, - сомневаюсь. А для эстрады он способный человек.
- Как бы вы отнеслись к тому, если бы вам предложили возглавить Большой театр?
- Если бы возглавила Большой театр, я бы сначала его закрыла, повесила на дверь амбарный замок и распустила бы труппу. Считаю, что в Большом все надо менять, и прежде всего саму структуру театра. Снова объявить конкурс, набрать вполовину меньше людей и так далее.
- Сейчас некоторые женщины пошли в политику. Это нормальное явление?
- А почему же нет? Женщина обязательно должна участвовать в политической жизни, если, конечно, она способна на это.
- А вы способны?
- Я - нет, я не политик.
- Отпустили бы своих дочерей в политику?
- Кто же меня будет спрашивать? Одной моей дочери - 45 лет, другой - 43. Они могут самостоятельно решать, что им делать.
***
...Вот такой он, новый французский кавалер. И, наверное, французы гордятся тем, что в офицерах искусств у них ходят наши русские музы.