Есть такая притча: в глубокой древности жили на земле люди. Потом жизнь людей стала бессмысленной - и на земле появилось кино. Говорят, в каждой правде есть доля истины. Кажется, столичные литераторы, жизнь которых в последнее время стала бессмысленной, решили обрести истину в вине... простите, в кино. В Центральном Доме Литераторов открылся новый кинозал, оборудованный по последнему слову кинопоказывающей техники. Кинозал оборудован в помещении, стены которого помнят отчетные доклады пленумов союза советских писателей и прорабатывающие инвективы типа "За примерами ходить не нужно", "Действительность опережает наши планы" или "На чью мельницу льет воду писатель С.?".
На банкете, посвященном этому примечательному событию, приглашенные принялись усмирять нагулянный аппетит. Общий стол уравнял в правах всех - помощника президента Сергея Ястржембского и кинорежиссера Александра Митту, ректора ВГИКа Александра Новикова и ректора Литературного института Сергея Есина (заметим, необычно большое количество ректоров на один квадратный метр кинотусовки!), писателя Андрея Яхонтова и руководителя московского бюро радиостанции "Свобода" Петра Вайля. Памятуя об антисоветском прошлом последнего, мы спросили его:
- Как там у вас дела со свободой и со "Свободой"?
- Процветают и колосятся! - последовал ответ. - Анализ и комментарий в нынешние времена требуются как никогда. Если свобода информации - полная, то анализ и комментарий - под большим вопросом, поскольку все средства информации так или иначе к чему-то или к кому-то приписаны. Мы приписаны к американскому конгрессу, что позволяет не вовлекаться во внутриполитическую жизнь России.
- Не опасаетесь, что какой-нибудь русский патриот скажет лично вам, мол, Россию продали за американские бабки?
- Отнюдь не за американские бабки! Я в 1974 году аккуратненько заплатил 300 рублей за визу и 500 - за отказ от советского гражданства. Представляете - 500 рублей за отказ от гражданства! А зарплата инженера в те времена была 96 рублей. И я честно внес эти деньги - все 800 рублей, хотя они были для меня баснословной суммой. Так что американские бабки здесь ни при чем.
- Ощущаете ли вы, забугорные радиоакулы, что вас кусают за пятки наши радиоакулы?
- Разумеется, чувствуется высокий класс, в первую очередь "Эха Москвы". Мы коммерческая станция, за нами стоит американский конгресс, который финансирует нас через грант, то есть от него мы тоже не зависим. Он оплачивает нашу работу, дает возможность нам не волноваться ни о чем.
- Вы говорите: "не зависим", "не волнуемся"... Так кто же вас все-таки купил, от кого вы получаете деньги?
- От американского конгресса, что и позволяет нам не беспокоиться о рейтинге и не пускать в прямой эфир шлягеры и глупости, от которых страдают даже самые лучшие российские радиостанции.