Художница Людмила Петрушевская... Да-да, не ошибка это, а к литературному творчеству дополнение, приписка, что ли. Точнее иллюстрация. Талантливый человек за что ни возьмется, во всем талантлив. До основанья. Это общеизвестно. И Лермонтов Михал Юрьич тоже рисовал. Гениально. И Маяковский тоже. А Пушкин не очень, но графически, похоже, задумчиво. А Гоголь с Брюлловым дружил и позировал иногда. А Врубель рассказов не писал, как Петрушевская, хотя она его любит. И не розы он рисовал, как Петрушевская, а сирень. Но все равно красиво. И ароматно даже. Только вот надлом и трагедия у обоих. Хрупко все, преходяще как-то. А хочется вечности. Покоя предельного. Чтобы нестрашно и небольно. Вот искусство этим и занимается - увековечивает без последующих страданий. Они же, страдания то есть, только при жизни бывают, чтобы личность создать, научить ее тонко все чувствовать, а потом направить к алтарю искусства. Там она и делится наболевшим и обдуманным со всеми желающими.
А желающих бывает много. Как и в этот раз. Наталья Рязанцева, Виктор Славкин, Евгений Попов, Евгений Гришковец, Юлий Гусман в восхищенном любопытстве взирали на живописные творения писательницы, которая вполне снисходительно принимала восторги публики.
Сдержанно и с какой-то неохотой рисунки показываются "на люди", словно уже при работе над ними автор боялся быть сентиментальной и любящей дочерью, матерью и другом, старался скрыть глубокие чувства и эмоциональную зависимость - то, от чего не могут абстрагироваться непрофессионалы. Этот страх превращает в холодную отстраненность внутренний мир любви и заботы, остерегающийся внешнего неаккуратно-чужого взгляда.
На мой вопрос: "Почему розы?" - Людмила Стефановна отмахнулась: "А шут их знает!" Мания, одним словом. А между роз - наспех срисованный шариковой ручкой автопортрет Рембрандта из лондонского музея, выхвативший самую суть и характерную манеру великого фламандца - скупой луч света, падающий на скрытую во тьме фигуру. И эта выставка кажется таким же лучом. Петрушевская предстает многомерной и загадочной. Что еще она прячет от публики?..