Итак, в Москву на финал прибыли 72 коллекции, отобранные в 150 городах, где их представляли более двух с половиной тысяч молодых дизайнеров. Просмотр занял у любознательной публики более двух часов, в течение которых собравшиеся не переставали изумляться, откуда в небольших провинциальных городах - Великом Новгороде, Суздале, Иванове или городе Шахты у молодых художников берутся (или рождаются?) весьма экзотические эстетические представления и фантазии. Претензии на интеллектуальность легко прослеживаются по названиям. Литературное влияние отразилось в коллекциях "Вино из одуванчиков" и "Сто лет одиночества", историческое - в "Летописи" и "Айседоре", фольклорное - в "Бабушкином подарке" и "Узелке на память", экологическое - в "Птичьем гомоне", политическое - в "Амнистии", "Репатриации" и "Лице для мишени", психиатрическое - в "Паранойе".
Если, как говорят, статус человека определяется по обуви, которую он предпочитает, то молодежь это правило усвоила в полной мере. Обувь практически для каждой коллекции сшита специально. Причем она чаще значительно экстравагантнее самого костюма. Любопытно было наблюдать и то, что многие пытаются действительно соответствовать жанру шоу. Грим, свет, музыка - модели разыгрывали придуманные авторами сценки и вовсю работали актерами. Артистизм нам часто доказывает, что обаяние важнее красоты.
Вещи эти, конечно, неносибельные, а произведения искусства. Тем более любопытно было наблюдать в просмотровом зале молодежь, как бы только сошедшую с подиума, одетую в реальной жизни вполне экзотически. Это говорит лишь о том, что искусство одеваться и жить становится в России вполне значимой категорией бытия.
Жизнь, однако, вскоре может внести коррективы в народившиеся модные манеры, и об этом многие говорили в кулуарах. Началась война, и мода станет быстро меняться. Вероятно, вскоре в нее войдут серые френчи, защитные гимнастерки и белые халаты.
Но пока подиум еще наполнен красками, и выбрать из этого разнообразия было очень сложно. Один из ведущих дизайнеров Ирина Крутикова считает, что более повезло тем коллекциям, которые в результате жеребьевки попали в середину шоу-просмотра. "Впечатления от первых моделей обычно стираются последующими. Последние же не воспринимаются усталым жюри". Легче всего, наверное, было знаменитому историку моды Александру Васильеву, который, будучи большим фантазером, если и пропустил, не запомнил что-то, легко может допридумать несуществующее. Внимательный Никас Сафронов, заметив зарубежных гостей с видеокамерами, посетовал, что ушлые иностранцы опять украдут наши идеи, а потом и национальное достояние.
Более десятка призов, учрежденных различными фирмами, было вручено взволнованным победителям. Гран-при получила коллекция московских дизайнеров Ильи Костромина и Камиллы Авдеевой "Нашествие. Эпизод два". Победителям гарантирована стажировка в известнейших европейских домах моды, откуда, надеемся, они покорят-таки публику размахом и настроением возродившейся России.