"Разнесанс с рококом"
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и выдержка у русских, несомненно, начинают проявляться. Но развиваются они все еще неэнергично и непоследовательно, колеблемые разными веяниями и течениями.
Мы уже принялись вносить в нашу жизнь и искусство плодотворное начало национальной самобытности, и благие результаты видны и в музыке, и в живописи, и на сцене, и даже в промышленности, до кустарной включительно. Русскую стихию стали замечать и даже ценить за границей. Но инородцы и иностранцы, живущие среди нас и ощущающие невыгоды для себя в нашем освобождении "от чужебесия", начинают потихоньку внушать неустойчивым русским людям, что русская оригинальность приедается...
В последние два десятилетия Москва сделалась более интересной и для иностранцев, и для самих русских благодаря оживлению в ней русского зодчества, что сказалось и в реставрации наших древних оригинальных храмов и зданий, и в постройке и орнаментации новых домов. Но в то время как за границей любуются произведениями в русском стиле и в посольских храмах, и в разных выставочных зданиях, - у нас, не где-нибудь в другом месте, а в Москве вдруг потянуло совсем в другую сторону.
Едешь по улицам и то там, то здесь встречаешь растущие как грибы здания, носящие на себе характер немецких кирок. Стрельчатые башенки, готические окна, разноцветные, даже с немецкими картинами стекла, все это переносит вас в старонемецкие города. Не подумайте, что такие дома строят в Москве иностранцы. Нет, их созидают себе наши заправские москвичи: Желтобрюховы, Сидоровы, Ковалевы и прочие. А почему? У Иванова, Петрова, Васильева и т.д. дома в русском стиле - давай рекламно отличусь от них, и вместо того, чтобы потребовать от архитектора нарисовать фасад дома в оригинальном, в том же русском стиле, который легко разнообразится на тысячи ладов, русский купец велит строить себе дом на манер протестантской или католической церкви и живет в нем, не чувствуя от этого ни малейшей неловкости.
Другие - посмышленее - велят своим зодчим строить дома во всех стилях сразу: одна сторона в мавританском стиле, другая - ренессанс, третья - готический и т.д., а чтобы было почуднее, велят к дому приделать башню и усеять ее океаническими раковинами, не соображаясь с тем, что таковые не могут быть занесены прибоем или волнением ни с Козьего болота, ни с Пресненских прудов. Из такого винегрета выходит, что называется, "разнесанс с рококом".
Третьи, более смелые, рискуют строить себе дома в декадентском стиле. Даже кровли устраивают наподобие гробовых крышек, а двери такие ставят, какие делаются в склепах и в намогильных мавзолеях.
Насмешники-архитекторы рисуют московским домовладельцам такие фасады, чтобы дать им возможность покрикливее, порекламнее выставиться. Смешно и грустно...
"Московский листок", 2 (15) октября 1901 г.
Новый эмир афганцев
ПОЛУЧЕННАЯ в Даке прокламация нового эмира была прочтена публично. В ней говорится, что начальники населения передали эмиру Хабибулле в знак своих верноподданнических чувств Коран, меч и перевязь умершего эмира через посредство калифа Мазар-и-Шерифа. Далее говорится, что Хабибулла решился дружественно относиться к народу, значительно уменьшить подати и земельный налог и увеличить вознаграждение войскам. Известие о кончине эмира принято в Кандагаре без волнений.
Рейтер-РТА, 3 (16) октября 1901 г.
Универмаг
ДВА предприимчивых шотландца, лет 80 назад основавшие фирму "Мюр и Мерилиз", были дальновидными людьми. Если до войны "Мюр и Мерилиз" делал 8-9 миллионов оборота в год, давая миллионные прибыли хозяевам, то теперь этот магазин, будучи государственным, за нынешний операционный год дал 24 миллиона, что, конечно, превышает уже довоенные обороты.
Универсальные магазины - вот тип торговых учреждений, наиболее удовлетворяющий покупателя нынешнего времени.
С утра в двери универмага начинает двигаться непрерывным и густым потоком толпа покупателей. К полудню у дверей - давка, заторы, пререкания, шум... Вырвавшись из тесной клетки прохода, люди разбегаются по этажам к тысячам самых разнообразных предметов, которыми торгует универмаг.
41 тысяча названий - ассортимент товаров универмага. Коровий дойник и рояль. Фотоаппарат и детская соска. Охотничье ружье и колбаса. Иголки и кровати. Громкоговорители и сапоги. Флейты и кастрюли.
Универмагу поставляют самые разнообразные товары пять тысяч кустарей. Изделия кустаря прежде всего понадежнее. А так как основной покупатель универмага - рабочие и служащие, 95 процентов товара составляют предметы широкого потребления, - то кустарный товар особенно ходок. Государственные же предприятия, как, например, швейные, не дают магазину требуемого количества изделий.
А спрос растет. Магазин расширил свою площадь на 50 процентов. Недавно посадили людей считать покупателей у входа. И насчитали 31 тысячу за день. Это значит - целый уездный город за день здесь прошел. Миллион за месяц - на 850 продавцов.
Ник. Погодин, "Правда", 14 октября 1926 г.
Вкратце
ГОСУДАРСТВЕННОЕ издательство политической литературы приступило к выпуску дополнительного тиража Сочинений В.И. Ленина (4-е издание) и Сочинений И.В. Сталина. Дополнительный тираж изданий распространяется по индивидуальной подписке.
Вчера, 13 октября, подписчики начали получать первый том Сочинений В.И. Сталина, выпущенный тиражом в 100 тысяч экземпляров.
ТАСС, 14 октября 1951 г.
* * *
ВЫШЕЛ очередной, 40-й (111-й) номер газеты "За социалистическую Югославию" - органа югославских революционных эмигрантов в СССР.
В газете опубликована передовая статья - "Силы мира победят!".
В номере напечатан ответ товарища И.В. Сталина корреспонденту "Правды" насчет атомного оружия, а также помещены статьи: "Советский народ в авангарде борьбы за мир"; П.Божича - "Белградские правители приветствуют ремилитаризацию Германии"; П.Когоя - "Прислужничество титовцев и правосоциалистических лидеров американским империалистам"; Л.Кариня - "Титовские фашистские профсоюзы - орудие в руках эксплуататоров"; М.Васильевича - "Трудовое крестьянство Югославии выступает против кулацких кооперативов" и другие материалы.
"Известия", 16 октября 1951 г.
Убийство Али-хана
16 ОКТЯБРЯ агентство "Рейтер" сообщило о смерти премьер-министра Пакистана Лиаката Али-хана, раненного двумя пулями в грудь на массовом митинге в Равалпинди в момент, когда он начинал свою речь.
ТАСС, 16 октября 1951 г.