Представители древнейших дворянских родов Голицыных, Палей, Воронцовых, Шереметевых и других гнездовий голубых кровей России съехались с чужбины в первопрестольную. Здание дворянского Благородного собрания, именуемого уже 80 лет как Дом Союзов, распахнуло двери своих залов, выстроенных в духе русского классицизма, тем, чьи предки скользили по паркету в полонезе и мазурке. На конгрессе присутствовали также потомки оставшихся на родине дворян. Одним из таких был кинорежиссер-"оскароносец" Никита Михалков. Конечно, хотелось поговорить с представителем древнего российского рода о генеалогии, фамильных традициях, родовом древе, но масштаб и серьезность слета россиян придали нашей беседе более деловой характер.
- Никита Сергеевич, о чем вы бы предпочли поговорить на Конгрессе соотечественников?
- Известно, что было несколько волн нашей - вынужденной и не вынужденной - эмиграции. Если первые россияне уехали, чтобы сохраниться, то последние волны укатили, чтобы забыть то, где они жили. Думается, сегодня есть смысл поговорить и о том, что такое наша внутренняя эмиграция. Считаю, что нацию можно считать нацией только тогда, когда она имеет эту внутреннюю связь и ощущает себя частью целого. Иначе это не нация, а население - и не страна, а территория.
- Что сейчас могло бы послужить объединяющим началом для всех наших соотечественников?
- Думаю, такая идея всегда заключалась в желании величия своей стране, причем величия, связанного не с пространством и с территорией. Это величие - как ощущение себя частью великой истории, культуры и традиций. Для этого великую историю, культуру и традиции необходимо удерживать, воспитывать тот иммунитет, без которого невозможно удержаться на плаву. Смотрите, воспитанные Голливудом американцы на сегодняшний день совершенно убеждены в том, что они защищены своим государством. Такое убеждение неплохо было бы иметь и нам. Однако если наше государство всю возможную помощь сведет только к проблеме финансов, то будет бессильно. Оно должно обратить главное внимание на то, как человек, живущий в России, ощущает себя в мире и пространстве. Считает ли этот человек себя частью великого целого и защищенным внутренне, уверен ли он в том, что его не бросят в тяжелую минуту? Воспитывать это нужно, повторяю, с молодых ногтей, а наши дети, прежде чем читать русские сказки, начинают смотреть японские мультяшки.