- Роза, как вам сейчас живется?
- Я живу, наверное, скромнее некоторых артисток - у многих есть мужья, которые занимаются бизнесом. Этим женщинам, конечно, повезло. Все годы мы с мужем больше были заняты творчеством и не стремились к особой роскоши. У меня обычная трехкомнатная квартира. Но и в том, что я живу не на собственной вилле, а в обычном доме в окружении соседей, есть своя польза: если со мной что-то случится, соседи всегда придут на помощь. В частном доме мне было бы страшновато с двумя маленькими детьми. Если же я хочу отдохнуть на природе, за городом есть родительский дом, да и мои родственники живут в частном доме, так что проблем здесь особых нет. Но в будущем я все же подумываю купить дачу.
- У вас остается время для занятий хозяйством?
- Да, я с удовольствием занимаюсь домом. Когда убираю, готовлю, отвлекаюсь от работы и суеты. Притом у меня нет домработницы, да я этого никогда и не допущу. Раз в неделю обязательно сама делаю в доме генеральную уборку. Каждая женщина должна быть хозяйкой.
- Последние годы внесли серьезные коррективы в нашу "песенную" жизнь. У вас сохранились поклонники?
- Вокруг каждого известного человека есть люди, которые собираются вместе, следят за его творчеством и даже смотрят, в чем и с кем артист сегодня вышел на улицу. Но я думаю, что на мои концерты люди приходят как к собеседнице, которая ведет с ними душевный разговор. Во всяком случае, я стараюсь поступать именно так, и главное - быть естественной. В этом плане всем нам могут быть примером Клавдия Шульженко и Алла Пугачева. Женщина поет о своей жизни, о себе и таких, как она... Как же это здорово!
- Вы знакомы с Пугачевой?
- Конечно. Я ее люблю и даже обожаю, а также беру с нее пример. Она была членом жюри, когда я в первый раз участвовала в телевизионном конкурсе "С песней по жизни", и дала мне высокую оценку.
- Доводится ли вам бывать на концертах российских исполнителей, которые приезжают выступать в Казахстан?
- К сожалению, не так часто, как хотелось бы: я бываю очень занята - у меня много гастролей. Но с удовольствием побывала на концертах Николая Носкова, Ирины Отиевой, Ирины Аллегровой. Мне нравятся серьезные артисты!
- Год назад вы приехали в Киев на фестиваль песни "Славянский базар" с грудным сыном. Это ваш первенец?
- Нет, Мади - мой второй сын. Первому десять, он учится в четвертом классе и очень скучает без меня - ждет не дождется, когда мама вернется домой. Я с удовольствием брала бы его с собой в поездки, но не хочу отрывать от занятий в школе, а то привыкнет гулять!
- Как вы решились завести второго ребенка в наши нелегкие времена?
- Это мой долгожданный ребенок, выстраданный, вымученный - я ждала его несколько лет. Ведь в моем возрасте (а мне уже пятый десяток) это не так легко дается, как в молодости. Я проходила серьезное лечение, очень долго к этому шла - и вот дождалась. Кстати, за две недели до родов мне довелось выступать на московском "Голубом огоньке" и я пела в широком национальном халате, чтобы зрители не заметили...
- Многодетность - в традициях казахского народа. Вы бы хотели, чтобы у вас было много детей?
- Мне очень хотелось иметь второго ребенка. Но много детей при нашей гастрольно-концертной жизни - это роскошь. Вы посмотрите, как мой малыш сейчас вместе со мной мотается! А дома оставить я его не могу - ему всего два годика! К сожалению, детей у меня больше не будет. Я дважды переносила сложнейшие операции, и оба сына достались мне тяжело.
- Вы не боялись, что рождение второго ребенка помешает вашей карьере?
- Я уверена - как женщина прежде всего я должна состояться в материнстве. И это соответствует моему возрасту и природе - на сцену вышла женщина-мать, а не просто кукла, которая демонстрирует свою красоту.
- Изменились ли ваш репертуар и мировоззрение с рождением детей?
- Конечно, и это естественно. Я стала шире смотреть на жизнь, но не изменилась в отношении к ней, не изменилась и в душе: иногда я бываю маленькой девочкой, иногда - очень серьезной взрослой женщиной, иногда - просто кокеткой. Я считаю, что материнство облагораживает меня как женщину.
- Если у вас нет возможности взять с собой в поездку ребенка, вы отказываетесь от гастролей?
- Слава Богу, такая возможность есть. Со мной няня, поэтому мы с малышом путешествуем с двух месяцев. У меня и первый так же рос - все-таки дети артистов! Приходится набирать туалетов не столько себе, сколько сынишке. Но если бы все же по финансовым или другим причинам было невозможно взять сына с няней в поездку, я, несомненно, отказалась бы от любых гастролей и фестивалей. Конечно, творчество и деньги очень важны для меня, но иногда приходится жертвовать.
- Вы хотите, чтобы ваши дети в будущем пошли по вашим стопам или будете отговаривать их посвятить себя искусству?
- Мой старший сын, Али, занимается в музыкальной школе по классу фортепиано. Он - отличник! Я думаю, что в будущем может стать серьезным музыкантом. Младший же смотрит на старшего брата и уже с упоением стучит по клавишам. Если классическая музыка, которую будет играть Али, ему понравится, то я тоже отдам его учиться игре на фортепиано или каком-нибудь другом инструменте. Музыкальное образование - обязательно, и не имеет значения, эстрадный это певец или классический исполнитель. А если кто-то из них захочет петь, то буду слушать очень внимательно, какими они могут стать певцами - хорошими или плохими. Я разрешаю моим сыновьям выбирать себе любую профессию, только не строить карьеру за счет имени матери.
- Как вы познакомились со своим мужем?
- В восемнадцать лет я приехала в Алма-Ату из Cемипалатинска, и первая моя встреча была именно с будущим мужем - руководителем ансамбля, в котором мне предстояло работать. Мы стали готовить концертную программу, а через два года, когда мне исполнилось двадцать, я вышла за него замуж.
- Не страшно было выходить замуж в таком юном возрасте? Все-таки вы стали певицей, впереди карьера - а вдруг сразу же родился бы ребенок и пришлось все забросить?
- К сожалению, мой первенец родился, когда мне было тридцать три года. Замуж я выходить не боялась, и детей очень хотела, но муж решил, что нужно сначала много работать, чего-то добиться, а потом уже думать о ребенке. И, слава Богу, я всего добилась. У меня почетные звания - лауреат премии Ленинского комсомола, народная артистка Казахстана, но не ради званий я пела. Главное, что у меня есть своя публика, на мои концерты всегда приходят люди, меня слушают, мне аплодируют. Мой стаж на сцене - 25 лет! По-моему, это уже говорит о некоторых результатах моей работы.
Все эти годы мы работали вместе с мужем и вдвоем добились общего результата, общего успеха, и поэтому жизнь отдельно друг от друга была для нас уже немыслима - мы слились и в творчестве, и в жизни.
К моему большому горю, муж не так давно умер. Я овдовела. Он даже не увидел рождения своего второго сына. Сейчас я езжу на гастроли в сопровождении своего друга, который меня и охраняет, и помогает. Представляете - я с ребенком, чемоданом, коляской... Как бы я одна возила все это по городам? Поскольку мы ездим вместе, все думают, что это мой муж. На самом деле - нет. Иногда со мной ездит старший сын Али, он тоже очень мне помогает - то сумку тащит, то коляску.
- Роза, вы допускаете, что рядом с вами снова будет любимый мужчина или исключаете для себя такую возможность?
- Я исключаю такую возможность - ради детей. Старший сын очень хорошо помнит отца, и все у него связано с этим воспоминанием. Вещи в доме также напоминают об этом. Я думаю, Али просто не воспримет другого человека в доме. Когда он станет взрослее, то, может быть, сможет меня понять, но в данный момент я к этому не стремлюсь и хочу сама, без мужа, сделать что-то для детей, не надеясь ни на кого. Впрочем, я не одинока: у меня живы родители, есть братья и сестры (нас семеро) - все они вокруг меня. У всех разные профессии - педагог, служащий, банковский работник, а пою я одна.