Необходимость разработки концепции государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации назрела очень давно. Это понимают и сами религиозные организации. Достаточно отметить, что еще в 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви приняты "Основы социальной политики Русской Православной Церкви", а в мае этого года Советом муфтиев России представлены "Основные положения социальной программы российских мусульман". Аналогичные документы готовятся и другими влиятельными конфессиями.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Однако в соответствии со статьей 14 Конституции Российская Федерация - светское государство, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому не может радовать ситуация, когда образовавшийся в результате отсутствия единой политики в сфере свободы совести и стройной системы государственно-конфессиональных отношений вакуум заполняется религиозными организациями.
В этой связи представляется очень важным сам факт публикации разработанного кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации (РАГС) проекта, рассматриваемого авторами как опыт концептуального подхода к формулированию основ государственной вероисповедной политики.
Первый раздел представленного кафедрой религиоведения РАГС проекта "Цель, принципы и методы осуществления вероисповедной политики" в полном соответствии с действующим законодательством формулирует методологические основы политики государства в сфере свободы совести с учетом принципиального изменения характера общественно-политических отношений в современной России.
В частности, вызывает одобрение и понимание авторское видение основной цели вероисповедной политики государства, заключающееся в содействии консолидации и стабильности российского общества, его духовному оздоровлению, а также стремление добиться этой цели основанными на требованиях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и другими вытекающими из закона методами.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ
Второй раздел работы, названный авторским коллективом "Основные понятия", посвящен формированию понятийного аппарата, уже используемого или предлагаемого для официального применения в отношениях государства и религиозных объединений.
Особенностью данного раздела является, во-первых, то, что авторы проекта сформулировали в их широком смысле именно те понятия, без осмысления которых невозможно формирование представлений о государственно-конфессиональных отношениях в целом; во-вторых, в рамках действующего законодательства о свободе совести предпринята попытка определить сущность вероисповедной политики государства, при этом справедливо ограничив сферу ее действия отношениями, находящимися за рамками конфессиональных вопросов, регулируемых внутренними установлениями религиозных организаций.
Третий раздел проекта "Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества" посвящен характеристике коренных изменений в отношениях государства с религиозными объединениями с конца 80-х годов до настоящего времени и анализу основных тенденций развития государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на ближайшую и долгосрочную перспективу.
В этой связи не только констатируется бесспорный факт значительного роста граждан, относящих себя к верующим, и соответственно многократное увеличение в 90-х годах количества зарегистрированных в качестве юридических лиц религиозных организаций, но также названы причины быстрого формирования их конфессионального многообразия.
Данный феномен авторы проекта в первую очередь связывают с приобретением легального статуса ранее находившимися в подполье или временно прекратившими свою деятельность на территории России религиозными объединениями, многочисленными расколами и дезинтеграционными процессами в традиционных для России конфессиях, совершенно немыслимой в прошлом активизацией иностранных миссионеров, проповедующих в основном различные направления протестантизма, а также возникновением в самой Российской Федерации и проникновением из-за рубежа новых религиозных движений, сумевших в жесткой конкурентной борьбе обрести своих последователей.
Как следует из проекта, именно не ограниченная законом деятельность религиозных новообразований в основном иностранного происхождения привела в 90-е годы к положению, когда начали стремительно нарастать дезинтеграционные тенденции, подчас прямо нацеленные на подрыв духовного единства общества; когда при полной инертности государства за не имевшей ничего общего с религией риторикой скрывалась не только откровенно коммерческая, но часто и противоправная деятельность многочисленных организаций, называвших себя религиозными.
Несмотря на то что вступивший в силу 1 октября 1997 года Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" отражал действительное состояние общества и стал реальной преградой на пути государственной регистрации организаций, только именующих себя религиозными, а на самом деле таковыми не являющимися, наступившее равновесие не устроило ни одну из сторон. Сегодня межконфессиональное противостояние в том числе и по причине отсутствия единой концепции государственно-конфессиональных отношений фактически переместилось в сферу политического противоборства, в котором самое активное участие принимают представители различных религиозных организаций.
С одной стороны, этот процесс выражается в продолжающемся неприкрытом давлении международных организаций и стоящих за ними сил, которые, обладая необходимыми материальными возможностями и на словах декларируя основные принципы свободы совести, на деле стремятся к расширению зон своего влияния в Российской Федерации с последующим размыванием векового фундамента, на котором базируется отношение народа к исполнению своих основных гражданских обязанностей.
С другой стороны, что не менее четко отражено в проекте, попытки религиозных организаций влиять на развитие политической ситуации в стране привели к появлению опасных клерикальных тенденций, способных в силу содержащихся в них элементов политического экстремизма при определенных обстоятельствах разрушить гражданский мир в обществе, дополнив религиозный сепаратизм национальным, а также включив в орбиту противоборства противников всякой религии.
Выход, как представляется, не в самоустранении государства от решения давно назревших проблем и не в лоббировании светскими учреждениями интересов тех или иных конфессий, а в скорейшем принятии соответствующей требованиям Конституции Российской Федерации, совершенствующемуся законодательству о свободе совести, международным обязательствам Российской Федерации и призванной определить основные приоритеты ее вероисповедной политики концепции государственно-конфессиональных отношений, что, несомненно, скоординирует относящуюся к вопросам религии деятельность государственных органов в центре и на местах, внесет ясность во многие дискутируемые в обществе вопросы, наконец, будет способствовать оздоровлению самих межконфессиональных отношений.
РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ
Четвертый раздел проекта "Основные области взаимоотношений государства с религиозными объединениями и их правовое регулирование" последовательно отстаивает представляющийся бесспорным конституционный принцип светскости Российского государства и соответственно светскую модель его вероисповедной политики как наиболее оптимальную и приемлемую в поликонфессиональном и полиэтническом государстве. При этом религиозные объединения рассматриваются в качестве особой формы реализации конституционного права граждан на объединения, предполагающей совместное исповедание и распространение веры.
В данном разделе авторами проекта также затронут достаточно сложный вопрос, связанный с упрощением процесса приобретения религиозными организациями статуса юридического лица. Это очень важно с точки зрения соблюдения уже упоминавшегося конституционного права граждан на объединения.
В то же время в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в случае возникновения у регистрирующего органа необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики такой статус может быть приобретен только после проведения государственной религиоведческой экспертизы, что автоматически продлевает срок регистрации религиозной организации до шести месяцев.
И это оправдано, ибо в качестве примера достаточно отметить, что самый большой скачок в процентном отношении к 1997 году совершили религиозные организации, представляющие различные языческие верования. Их количество возросло в четыре раза. Хотя в абсолютных показателях численность таких организаций еще невелика, этот факт заслуживает самого серьезного анализа. Повсеместно и не только в традиционных для них районах возникающие религиозные группы языческого толка в силу своей "нетрадиционности" с позиций сегодняшнего дня выдвигают перед юристами, религиоведами, социологами, психологами, другими специалистами много сложных проблем, порой даже ставя последних в весьма затруднительное положение.
Таким образом, возвращаясь к предложению авторов проекта установить порядок, гарантирующий легкую доступность приобретения религиозными организациями статуса юридического лица, следует обратить внимание на возможный механизм реализации такой идеи, который состоит во введении единого порядка государственной регистрации всех некоммерческих организаций с последующим приобретением частью из них религиозного статуса, дающего всем без исключения равные права. Это несколько расходится с заложенными в проект намерениями признать отдельные конфессии традиционными с предоставлением им дополнительных льгот, однако, с другой стороны, не нарушает принцип их равенства перед законом.
Представляется важной заложенная в проекте идея о заинтересованности государства в деятельности религиозных организаций на основе самофинансирования с одновременным контролем за тем, чтобы религиозный статус не становился простым прикрытием для достижения коммерческих целей. Во вводимой в действие с 1 января 2002 года главе 25-й Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" предусмотрен комплекс мер по реорганизации системы налогообложения прибыли организаций, направленных на создание равных условий деятельности налогоплательщиков, обеспечение нейтральности налога по отношению к инфляционным процессам, сокращение многочисленных и бессистемных налоговых льгот, искажающих побудительные мотивы экономической деятельности. Данные меры призваны способствовать выполнению требований Налогового кодекса о том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер, различно применяться исходя в том числе из религиозных критериев.
Также утверждено правительством Российской Федерации Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, то есть недвижимого имущества (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования) и движимого имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей). Указанное имущество передается государством религиозным организациям безвозмездно для использования его в функциональных целях.
В связи с изложенным необходимо выделить выраженную в рассматриваемом проекте заботу о необходимости сохранения имущества культового назначения, относящегося к памятникам истории и культуры. Передача религиозным организациям такого имущества осуществляется Министерством имущественных отношений по согласованию с Минкультуры или госорганами охраны памятников истории и культуры субъектов Российской Федерации, а музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части музейного фонда и архивные документы, входящие в состав государственной части архивного фонда, могут быть переданы религиозной организации только в пользование на определенный срок или на период существования этой организации.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
В проекте затронут очень важный (так как в силу конституционного права военная служба может быть заменена альтернативной гражданской), но в такой же мере болезненный вопрос о взаимодействии Вооруженных сил и религиозных организаций.
Здесь правомернее было бы говорить не о взаимодействии, а о взаимоотношениях, основанных на положениях Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", предполагающих, что командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. А военнослужащие в свою очередь, согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", вправе в свободное от военной службы время участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица; но в то же время они не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
Это правило должно выдерживаться повсеместно, ибо толерантность в межконфессиональных отношениях еще далека от того уровня, когда активная деятельность в воинских коллективах носителей различных по содержанию религиозных идей не будет препятствовать выполнению военнослужащими своего долга. Попытки некоторых командиров частей отдать предпочтение одной из конфессий в противовес другим не способствуют сплочению воинских коллективов, ибо порождают конкуренцию среди религиозных организаций в борьбе за увеличение своих последователей из числа военнослужащих, а также конфликты среди верующих военнослужащих, представляющих разные конфессии.
Проектом предложены соответствующие действующему законодательству основные направления государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и культуры, первым из которых названо обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Актуальность проблемы, в частности, связана с непрекращающимися попытками Министерства образования Российской Федерации навязать обществу подготовленный отделением теологии Учебно-методического объединения университетов России проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Теология".
Ни для кого не является секретом, что теология - это систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. Являясь синонимом богословию, теология включает догматику, экзегетику, апологетику, гомилетику и т. д., а вовсе не то, о чем не устают повторять разработчики программы. И самое удивительное заключается в категоричном нежелании Минобразования привести указанный проект образовательного стандарта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и отказаться от намерений готовить богословов за счет налогоплательщиков в условиях, когда государственные структуры испытывают острейший дефицит в специалистах по государственно-конфессиональным отношениям в целом и теории религии, в частности.
Необходимо подчеркнуть, что вызывает одобрение позиция авторов в вопросе о деятельности государственных средств массовой информации в части ее соответствия целям и принципам вероисповедной политики государства. Данная проблема должна стать предметом обсуждения на заседании Общественно-методического совета при Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, а выработанные рекомендации использованы средствами массовой информации в процессе формирования жанра религиозной журналистики.
Заключительный пятый раздел проекта "Механизм реализации государственной вероисповедной политики" констатирует существующую в настоящее время структурную раздробленность и межведомственную разобщенность подразделений, призванных представлять интересы государства в его отношениях с религиозными организациями и содержит предложение о создании федерального государственного органа по делам религиозных объединений.
Отсутствие указанного федерального органа и входящих в него структур в субъектах Российской Федерации не только размывает базовые элементы вероисповедной политики государства, но также во многом провоцирует принятие субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений, противоречащих Конституции и Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", что впоследствии предполагает не менее болезненный процесс приведения их в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Поэтому создание федерального государственного органа по делам религиозных объединений и есть тот путь, следуя которым можно решить проблему консолидации сил, призванных осуществлять политику государства в сфере свободы совести и вероисповедания, укрепляя при этом вертикаль власти и обеспечивая выполнение требований федеральных правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях в масштабе Российской Федерации.
Разработанный кафедрой религиоведения РАГС проект "Основы политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания: опыт концептуального подхода" можно рассматривать как наиболее отвечающий требованиям сегодняшнего дня вариант концепции государственной вероисповедной политики, который в совокупности с другими предложениями может стать добротной основой для разработки окончательного варианта концепции государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.