К НАЧАЛУ этого года в Рязанской области действовало 249 религиозных объединений более 15 различных конфессий. На религиозные объединения Русской Православной Церкви на территории области приходится более 88%, чуть больше 6% - протестантских. На все остальные конфессии вместе взятые приходится 5,4% всего количества религиозных объединений. Значит, рязанцы практически сделали выбор в пользу православия, что, впрочем, и неудивительно в этой древней земле.
Вопросами взаимодействия государства с религиозными организациями занимается заместитель начальника отдела социальной политики администрации Рязанской области Виктор Владимирович Кучумов. Окончивший в свое время Рязанский радиоинститут, отдавший немало лет и сил производству, мой собеседник нисколько не жалеет о том, что ему досталась эта очень непростая стезя - помогать от имени государства решать проблемы верующих в области. Он считает, что это сегодня очень важно, необходимо и ему лично просто интересно.
- Виктор Владимирович, средства массовой информации пестрят сообщениями о деятельности на территории страны всяческих сект и проповедников. Нас тоже не миновала чаша сия: по домам ходят представители секты Свидетелей Иеговы, раздают брошюры, напористо проповедуют, то и дело на столбах вижу афишки о собраниях то там то сям других малоизвестных сектантов. Свидетели Иеговы, знаю, обосновались и в районах области...
- Более того, были случаи, когда в их распоряжение предоставлялись Дворцы культуры для проведения проповедей. Это проблема общероссийская, проповедники различного толка хлынули к нам в страну, и не было правовых документов, регламентирующих их деятельность. Некоторые догматы нетрадиционных для нас религиозных движений тем не менее противоречат нашим государственным институтам. Например, отказ от службы в армии или исключительность одной конфессии по отношению к другим. Я уж не говорю о том, что многие секты просто калечат души людские, вырывают людей из семьи, круга близких людей. Противостоять нашествию "миссионеров"-сектантов может только Церковь вместе с обществом. Вера - дело глубоко личное.
Государственные институты в этот процесс не вмешиваются. Народ наш, проживший столько лет в атеизме, не готов критически оценивать их деятельность. Православная Церковь не всегда может противостоять напору сект. В нашей области в 1996 году был принят Закон "О регулировании миссионерской (религиозной) деятельности иностранных организаций на территории Рязанской области". Пусть, может, он был и небезупречен, но свою роль выполнил: практически прекратился процесс создания новых церквей, представляющих собой филиалы зарубежных центров и миссий. Да и финансовая помощь из зарубежных религиозных центров значительно снизилась. Сейчас после вступления в силу Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" надобность в своем областном законе в том виде, в каком он был принят, практически отпала. Но, подчеркиваю, он свою миссию выполнил.
- Но это вовсе не значит, что на территории области нет других религиозных конфессий, кроме православия?
- Конечно, нет. Двумя религиозными объединениями представлен ислам, членами общин стали традиционно проживающие на территории области татары. Им переданы три культовых здания - мечети. Две религиозные организации, исповедующие иудаизм, одна - католическая. По мере увеличения миграции населения по территории страны число их может возрастать. На второе место по количеству религиозных организаций после РПЦ вышли в области протестантские церкви. Увеличение их связано с миграцией населения, с получением официального статуса ранее действующими общинами. Сейчас практически сложились областные руководящие структуры у евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, евангельских христиан.
- Растет ли численность сторонников нетрадиционных восточных и западных религиозных учений?
- Конечно, растет. Экзотичность нетрадиционных восточных религий привлекает к ним неофитов, в основном молодежь. С другой стороны, это вызывает неприятие и раздражение со стороны их родных и близких. Но это не для нас одних характерно, и не только для России. Весь мир "болен" этой "модой". Расширяется шлейф этих организаций, и у нас в области - кришнаиты, муниты, мормоны, сатанисты, ивановство и другие. Проблема в том, что значительная часть этих фактически религиозных организаций действует под видом общественных, медицинских, научных. Хотя известно, что их культовая практика носит характер, граничащий с нарушением закона, и вызывает негативную реакцию населения. В публикациях прессы по этому поводу стоит, на мой взгляд, уделять внимание не экзотичности новых культов, а соответствии их деятельности не только писаным законам, но и неписаным нравственным нормам, психологическим аспектам их деятельности.
- Скажите, передача Православной Церкви культовых зданий прошла без проблем?
- Сказать, что проблем не было и нет, значит, покривить душой. Здания эти, как правило, находятся в плачевном состоянии, а забирали их в свое время совершенно в другом виде. Денег на восстановление нет ни у Церкви, ни у государства. Никогда не отказывают в помощи церковным общинам руководители предприятий различных форм собственности. Сегодня в собственности и безвозмездном пользовании Церкви находится более 200 культовых зданий, 7 монастырей. Процесс продолжается. На днях в Сапожковском районе в скитском поселении, построенном в честь Сергия Радонежского, состоялось освящение церкви, строят у нас и новые храмы. Монастыри, скиты занимаются и хозяйственной деятельностью, благотворительностью, создают вокруг себя добрую, привлекательную для людей атмосферу и потому находят поддержку и местных администраций, и местных руководителей.
Проблемой остается использование культовых зданий Рязанского кремля. Сегодня на его территории нет ни одного постоянно действующего храма. Комплекс зданий принадлежит историко-архитектурному заповеднику. На территории кремля есть православное духовное училище. И все. Но в перспективе все равно этот вопрос придется решать. Сейчас в главном соборе кремля - Успенском по большим праздникам по взаимной договоренности музея и епархии ведутся службы. Но это только эпизодически. В Рождественском соборе, где располагается областной архив, находятся мощи святого Василия Рязанского. Место сохранения мощей, конечно, обозначено, но храм-то занят, и это не может не задевать чувства верующих. Архиву для хранения уникальных документов нужно другое, специально оборудованное здание. Забота эта лежит на плечах областной администрации, а должна бы быть предметом заботы и федеральной власти хотя бы в части финансирования.
Сегодня в области есть десятки храмов, используемых не по назначению. Но и епархия не готова принять все эти храмы, у нее нет средств на восстановление. Хотя мы отдаем себе отчет в том, что активность Церкви, в первую очередь православной, в области возрастает и будет возрастать в связи с приближающимся 2000-летием христианства. Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон играет огромную благотворную роль в возрождении православных традиций и рязанских храмов.
- Есть ли в области проблемы в связи с религиозным воспитанием и образованием детей?
- Таких проблем у нас не было и нет. В Рязани действует православная гимназия, преподавание в которой ведется на чрезвычайно высоком уровне. Открываются воскресные церковные школы по договоренности с родителями. Когда я вижу этих ребят, я понимаю, что они другие, у них по-особому светятся глаза. И в наше время, когда огромное количество детей просто заброшено.
Проблемы связаны в основном с материальной стороной. Протестантским общинам не хватает культовых зданий, им приходится арендовать мало приспособленные помещения. О проблемах восстановления храмов я уже говорил. Если в предыдущие годы в большинстве обращений к органам власти содержались ходатайства о передаче культовых зданий, предметов культа, земельных участков, то теперь часто просят о помощи действующие религиозные организации - на восстановление и реставрацию зданий и сооружений, на издательскую и учебную деятельность. Когда можем, помогаем. Процесс передачи культовых зданий в лоно Церкви обещает быть длительным и сложным, но когда я вижу обновленный храм, к которому идут прихожане, сердце радуется.
Рязань