В США с 3 по 8 октября прошел Шестой ежегодный международный симпозиум "Новые перспективы в области религиозных прав и свобод". По мнению большинства участников - известных и авторитетных ученых-правоведов и экспертов в области государственно-церковных отношений из 30 стран Западной и Восточной Европы, Австралии и Новой Зеландии, Южной и Северной Америки, а также ряда африканских государств, он стал по-настоящему важным событием уходящего года. Международной академии свободы религии и верований, созданной в 1989 г. в США и включающей в свой состав около 100 ведущих европейских и американских экспертов в сфере отстаивания религиозных прав и свобод, удалось в рамках мероприятия организовать содержательное обсуждение особо важных вопросов.
На трех сессиях симпозиума, которые проходили в Университете Бригам Янга в г. Прово, штат Юта, Католическом университете Америки и Университете им. Дж. Вашингтона в г. Вашингтоне, округ Колумбия, его участники попытались сформулировать современные подходы к пониманию природы государственно-церковных отношений в отдельных социумах и государственных образованиях.
Один из организаторов симпозиума, известный американский исследователь в области правового регулирования свободы совести профессор Кол Дюрхам, оценивая перспективы распространения в мире ценностей религиозной свободы, отметил, что "этот процесс в последнее десятилетие характеризуется известной напряженностью в отношениях между современными цивилизациями, основывающимися на разных религиозных традициях". Подобный же тезис, опираясь на европейский опыт в области регулирования государственно-религиозных отношений, по-своему пытались интерпретировать доктор Бахия Тахзиб-Ли (Министерство иностранных дел, Нидерланды) и профессор Ридигер Нолль (Конференция Европейских церквей, Швейцария). Тахзиб-Ли на примере ношения мусульманками хиджаба в европейских странах отметила, что регламентирующие принципы исламского вероучения в европейских условиях предполагают "известную дихотомию между предписанным и реальным", что переносит решение этого вопроса в плоскость сугубо личного выбора.
В выступлении Ридигера Нолля, содержавшем скрытую полемику с положением акта "О международной свободе вероисповедания" (принят конгрессом США в ноябре 1998 г.), была высказана идея гибкости и многовариантности применения международных стандартов, касающихся понимания религиозных прав и свобод.
Представитель мусульманской общественности России Фарид Асадуллин (Совет муфтиев России, Москва), поддержав подход Нолля в осмыслении этой проблемы, отметил, что "мировая практика в этой области не может сводиться к постулированию единой унифицированной модели, необходимо учитывать историческую специфику регионов, развивавшихся многие столетия в рамках монорелигиозных традиций". В применении к России он подчеркнул, что "внедрение здравых принципов религиозной свободы и взаимного уважения между государством и религиозными организациями никогда не ставилось под сомнение Советом муфтиев России, но фундаментальные принципы либеральной политической культуры (религиозный плюрализм и равенство религий перед государством) в российских условиях, учитывая черты переходности общества, могут быть приняты с оговорками".
Участники симпозиума обсудили также следующие проблемы: "Религиозные свободы и образование", "Религии большинства: новые взгляды и подходы" и др., состоялись дискуссии по страноведческой проблематике: Россия, Украина, Болгария, государства Тихоокеанского региона, латиноамериканские страны.
В заключительной пленарной сессии специально отмечено, что только осознанное внедрение универсальных идеалов религиозной свободы дает ключ к разрешению напряженных отношений между разными мировыми конфессиями и цивилизациями. Альтернативой движения человечества к Армагеддону может стать коллективный разум представителей всех религиозных учений, помноженный на добрую волю политических и интеллектуальных элит мирового сообщества.