Истории дуалистической божественной пары Земля–Воздух, спуска в преисподнюю и заката эры старых богов разворачиваются на фоне суровых северных пейзажей. Кадр из фильма «Сампо». 1959
Непорочная дева чудесным образом зачинает и рождает младенца – не по возрасту разумного и самостоятельного. Однажды чадо пропадает. Взволнованная мать ищет его повсюду, расспрашивает встречных. Но звезды и месяц отвечают ей, что именно он своей властью определил их на свое место и дал удел в небе. При возникшей заминке с религиозным обрядом над младенцем чадо представляют старцу-герою, уважаемому и авторитетному мудрецу. Узнав о славном будущем ребенка, старец покидает родину, оставляет этот мир и уходит в небытие.
Похоже на вольный пересказ евангельской истории. В действительности это сюжет одного из самых значительных и поэтических эпосов народов мира – «Калевалы». Что в нем является заимствованием из окружающих культур, что общечеловеческим архетипом, а что – оригинальным нарративом, доподлинно неизвестно. «Калевала» записана очень поздно – лишь в 1835 году финские фольклористы Элиас Лённрот и Даниэль Европеус собрали на территории Карелии разрозненные эпические песни и в произвольной форме объединили их в относительно цельный текст.
Публикация карело-финского эпоса вызвала фурор в мире. В первую очередь в литературной среде. «Калевалой» вдохновлялись Максим Горький и Генри Лонгфелло, Якоб Гримм и Джон Толкин. Ее сравнивали с гомеровской «Илиадой», она стала краеугольным камнем в фундаменте финской национальной культуры. Сочетая в себе не только героический эпос, но и древнейшую лирику финского народа, а также свадебные и колыбельные, трудовые песни, заговоры и заклинания, «Калевала» стала основой финского и карельского национального самосознания.
28 февраля ежегодно отмечают День «Калевалы».
Классические истории дуалистической божественной пары Земля–Воздух, троицы главных героев, спуска в преисподнюю и заката эры старых богов разворачиваются на фоне суровых северных пейзажей и простых, незатейливых отношений между людьми. В «Калевале» мы найдем и «карельского Орфея» – песнопевца Вяйнямёйнена, и «Бальдура финнов» Лемминкяйнена, чья история гибели и воскрешения перекликается с мифом об Исиде и Осирисе, и «северного Гефеста» – Ильмаринена, сковавшего национальное сокровище и единственный волшебный предмет в поэме – таинственное Сампо. Здесь же мы встретим традиционные сюжеты испытаний для героя при сватовстве и похищения невесты, зачастую оборачивающиеся трагедией.
Интересно, что в карельском эпосе мы не видим сцен жестоких битв и кровавых поединков с описаниями ранений, отрубленных голов и пронзенных рамен, как в «Илиаде». Зачастую сражение между соперниками заключается в поэтическом, песенном поединке, а гибель героев описывается как утопление в трясине, болоте. Несомненно, именно болотистый пейзаж со множеством озер повлиял на народные представления о главной опасности, грозящей человеку.
В «Калевале» нет и однозначно положительных, «святых» персонажей. И каждый из троицы Вяйнямёйнен–Ильмаринен–Лемминкяйнен обладает своими пороками: один обманывает визави для достижения цели и выкупается ценой брата, другой похищает силой невесту, третий соблазняет множество дев и убивает хозяина, явившись на пир незваным. Наверное, поэтому верховный бог Укко помогает по молитвам то положительным сынам Калевалы, то «редкозубой старухе» Лоухи – хозяйке суровой и враждебной героям Похьёлы.
При этом «туманная Похьёла» одновременно и далекий потусторонний загробный мир, и страна изобилия и благополучия. И именно путешествие туда является самым частотным приключением в карельских рунах. Впрочем, есть версия, что в образе Похьёлы Лённрот объединил сразу несколько карело-финских эпических локусов: Похьёла, Пяйвёля, Хийтола, Тапиола и др.
Интересны отношения народов Калевалы и Похьёлы: хотя они явно родственны, их взаимная неприязнь при необходимости соседства и общения похожа на отношения братьев – таких разных по характеру и темпераменту, недолюбливающих и завидующих друг другу. Несмотря на очевидно более мягкий климат и благоприятные условия для жизни, несмотря на талант своих героев, за самым важным – невестами и благополучием – сыны Калевы отправляются в туманную Похьёлу. В итоге «злой брат» теряет все: и лучших невест, и чудесное Сампо. Впрочем, и Калевала прощается со своим поэтом Вяйнямёненом, готовясь к новой эре.
Отдельным сюжетом стоит трагическая история Куллерво. История злоключений юноши, потерявшего семью и самого себя, записана у ижоры и не встречается больше нигде. Руна поднимает вопросы рока и свободы воли, заставляет задуматься о том, как часто мы становимся рабами того, чем, как уверены, владеем. Впадая в зависимость от вещей, страстей, внутренних демонов, мы теряем свое Я, становясь лишь орудием в руках других сил. Придя к пониманию своей трагедии, юноша, наверное, впервые в жизни принимает сознательное решение и убивает себя. При этом переживать за судьбу героя, болеть за него не получается: для него нет хорошего исхода и фатум тяготеет над Куллерво с младенчества. Неслучайно именно история Куллерво, рассказанная одной руной, стала заметным калевальским сюжетом в мировой культуре.
Исследователи карело-финской культуры утверждают, что в общем виде «Калевала» символизирует и описывает смену времен года на севере и чуть ли не Малый ледниковый период. Учитывая произвольность компоновки разрозненных рун Лённротом и отсутствие цельного сюжета, это представляется некоторой натяжкой. Хотя о сотворении мира и происхождении вещей, быте и ментальности древних карелов мы можем составить весьма ясное представление.
Ушли времена рунопевцев-мифотворцев. Уже во времена Лённрота и Европеуса сказители утверждали, что знают меньше рун, чем их отцы и деды и к началу XX века почти все древние народные сказания были записаны. Несмотря на это, в советское время руническая поэтическая традиция не только не умерла, но и наряды с русскими былинами активно развивалась в «новинах» – псевдофольклорном творчестве, воспевавшем революцию и ее героев. С осуждением новин после 1953 года карельские рунические сказы окончательно канули в Туонелу – загробный мир, оставшись культурным артефактом. А благодатная Калевала с ее героями и приключениями обратилась в золотой век карелов и финнов.
А седой старец, герой и заступник своего народа, принесший ему благоденствие и процветание, садится в челн, обитый медью, и уезжает навсегда. Его прощальная песнь исполнена светлой грусти уходящего героя, благодарности родной Калевале, ее народу и богам.
комментарии(0)