0
18237
Газета Культ и культура Печатная версия

01.08.2023 16:30:00

Лучший христианский скульптор со времен Ренессанса

Движение ввысь – символ веры Ивана Мештровича

Владимир Соколовский

Об авторе: Владимир Дмитриевич Соколовский – искусствовед.

Тэги: культура, искусство, вера, религия, церковь, традиция, хорватия, иван мештрович, огюст роден, православие, христианство, история


13-12-91480.jpg
Мештрович в годы Первой мировой войны
работает над Большим распятием. 
Фото 1916 года. Галерея
Ивана Мештровича (Хорватия)
В газете «Народный лист», выходившей в небольшом хорватском городке Задаре, 28 июня 1899 года появилась заметка следующего содержания: «На этих днях мы получили по почте одну коробочку и в ней три куска обработанного камня. Один представляет хорватского господина Елачича, другой – простого чабана, а третий – крест с распятым Христом. Эти работы изваял один 14-летний крестьянский мальчик по имени Иван Габрилович Мештрович-Матин из Отавицевой дрнишевской общины. Мальчик этот самоучка, без какого-либо инструмента, кроме своего складного ножа. Видно, несмотря на то что работы примитивно выполнены (они выставлены в нашей редакции, и каждый может прийти их посмотреть), молодой человек очень талантливый и имеет настоящее призвание к ваянию…» Так начинался творческий путь югославского (хорватского) скульптора Ивана Мештровича, которого Огюст Роден впоследствии назовет «величайшим феноменом скульптуры наших дней».

Иван Мештрович родился 140 лет назад, 15 августа 1883 года, в городке Врполье, в семье каменотеса. Через год семья переехала в деревню Отавице близ города Дрниша, недалеко от побережья Адриатического моря. Отец Мештровича был единственным грамотным человеком в деревне. Ему удалось собрать небольшую библиотеку, где наряду с Библией и церковными календарями также были представлены сборники хорватских народных песен и преданий, которые читал запоем и затем заучивал будущий скульптор. Мать Мештровича была умной, волевой и глубоко религиозной женщиной. Позднее скульптор запечатлел ее образ в многочисленных работах. И со временем христианская тема стала доминирующей в его творчестве.

Когда восхищенные талантом Мештровича односельчане смогли собрать денег на дорогу, он отправился в крупный хорватский город Сплит. Благословляя Ивана на путь, отец сказал: «Может быть, ты преуспеешь там, где не смог я». В Сплите Мештрович поступил в обучение к известному скульптору Павле Билиничу. Сначала Мештрович получал задание копировать его скульптуры, но со временем ученик превзошел своего учителя. Следующим этапом в его творческом пути стала учеба в Академии художеств в Вене, куда он был принят в 1901 году (Хорватия в то время входила в состав Австро-Венгерской империи). Его работы вызвали восхищение венских профессоров, и со временем Мештрович занял место среди ведущих студентов академии.

Одной из первых крупных работ Мештровича стал портрет Льва Толстого (1903). Писатель представлен в тот момент, когда он обдумывает свое произведение. Четко вылеплены только голова и руки. Все остальное представлено в виде почти бесформенной, переливающейся скульптурной массы, которая становится пластической метафорой потока сознания во время творческого процесса.

В первые годы пребывания в Вене Мештрович создал столько работ, что их хватило на целую персональную выставку. А в 1911 году работы Мештровича были представлены в сербском павильоне Международной выставки в Риме, где с ними познакомился Максим Горький. В апреле 1911 года Горький писал художнику Семену Прохорову: «Для меня лично римская выставка очень интересна и много дает… И удивительно хорош сербский скульптор Мистрович».

13-12-92480.jpg
Епископ Гргур Нинский в левой руке держит
Священное Писание, а правой экспрессивным
жестом указывает на небо.
Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Первые крупные работы Мештровича на христианскую тему были созданы скульптором в годы Первой мировой войны и стали откликом на трагические события, перевернувшие мир. Сначала это были головы и бюсты – «Голова Христа» (1914), «Голова Иоанна Крестителя» (1914). Позднее появляются работы многофигурные и более крупного формата – «Снятие с креста» (1917), «Христос в Гефсиманском саду» (1917). Подлинным пластическим выражением символа веры хорватского художника стал Каштелет – часовня в хорватском городе Сплит. Здесь в центре алтарной части часовни размещено большое распятие, а по боковым стенам – 40 рельефов с изображением различных эпизодов земной жизни Спасителя. В «Распятии» (1916) астенически худое изможденное тело Христа усиливает ощущение перенесенных Им мук и страданий. Его руки, подобные крыльям, обращены к небесам, и сам Христос как бы взмывает ввысь.

Многие произведения Мештровича посвящены Божией Матери. Среди них выделяется «Мадонна с Младенцем» 1917 года. Богоматерь как бы наблюдает за своим Сыном и смотрит на Него с благоговением. Своей подобной крылу десницей Она благословляет Сына, а другой рукой бережно защищает Его от жизненных невзгод.

В своей монументальной пластике Мештрович создает образы выдающихся церковных деятелей – папы Сикста V, епископа Йосипа Юрая Штроссмайера… На северо-востоке Хорватии, в Вараждине, и на западе, в Сплите, установлено два памятника епископу Гргуру Нинскому (1926–1929), который в Х веке боролся за то, чтобы сербскохорватский язык был утвержден как официальный язык мессы в Хорватии. И он вышел победителем в нелегкой борьбе с папским престолом. В левой руке епископ держит книгу – Священное Писание, а правой экспрессивным жестом указывает на небо, подобно Платону на фреске Рафаэля «Афинская школа».

Еще при жизни творчество Ивана Мештровича пользовалось мировой славой. Во многих городах Европы и Америки проходили и проходят его персональные выставки. В свое время даже Гитлер собирался устроить выставку работ Мештровича в Берлине, но при условии, что скульптор будет присутствовать на ее открытии. Однако сам Мештрович отказался: «Я только ради этого не поеду в Германию!»

Вероятно, этот эпизод стал причиной заключения Мештровича в тюрьму усташами (хорватскими фашистами). Ему удалось вырваться на волю через Италию благодаря поддержке Ватикана. И он, наконец, перебрался в США, где президент Эйзенхауэр в 1954 году лично вручил Мештровичу американский паспорт. Скульптор поселился в городе Саут-Бенде (Индиана), где стал профессором в местном Университете Нотр-Дам. Здесь Мештрович завершил работу над своей знаменитой «Римской Пьетой» (1942–1946), высеченной из огромной глыбы каррарского мрамора весом в пять с половиной тонн и установленной в церкви Sacred Heart Church в Саут-Бенде (бронзовая версия – в Ватиканском музее). В образе Иосифа Аримафейского скульптор изобразил самого себя.

Одно из последних произведений Мештровича – «Колодец Иакова» (1957). Художник как бы возвращается к теме своей ранней скульптуры «Источник жизни» (1905) и утверждает Иисуса Христа как подлинный источник истины. Иван Мештрович скончался 16 января 1962 года и похоронен на родине в Отавице в семейном мавзолее Мештровичей, построенном по его собственному проекту. Многие считают Мештровича самым великим христианским скульптором со времен Ренессанса.


Читайте также


Этому поколению было что рассказать о войне

Этому поколению было что рассказать о войне

Ирина Осинцова

Бабушка руководила лабораторией по извлечению питательных веществ из "бадаевского продукта"

0
1153
Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Виктор Александров

Французский дирижер – об опыте работы в России

0
1414
Фестиваль-конкурс "Digital Opera Saint-Petersburg" отметил пятилетие

Фестиваль-конкурс "Digital Opera Saint-Petersburg" отметил пятилетие

Александр Матусевич

Праздник музыки и цифры состоялся в Театре музыкальной комедии

0
3280
 О привычке считать деньги в чужом кармане

О привычке считать деньги в чужом кармане

Содержимое кошелька ближнего всегда будоражит

0
3705

Другие новости