Последний бой атеистам дадут фанатичные последователи культа Митры. Кадр из сериала «Воспитанные волками»
Несмотря на вторую волну назойливого ковида и ущерб от пандемии, который понесла киноиндустрия, прокатчики и продюсеры успешно приспособились к сетевому формату. И весь уже близящийся к завершению 2020 год продолжают радовать зрителя обещанными новинками и нежданными сюрпризами, в том числе религиозно-мистического содержания.
Оцифрованный рай
Один из популярных трендов – сочетание сверхъестественной реальности (божественной, инфернальной, потусторонней) с новейшими технологиями. В сериале «Бог меня зафрендил», второй сезон которого вышел в этом году, Бог через соцсети приобщает к своим трудам праведным закоренелого атеиста. Афроамериканцу Майлсу приходится разруливать непростые, а то и фатальные жизненные ситуации неизвестных ему людей. Понемножку налаживается и его собственная жизнь – преодолевается травматичный разрыв с отцом-проповедником, из-за которого и возник атеизм Майлса, завязывается роман с одной из героинь.
Сериал «Загрузка» предлагает мир, в котором каждый может обрести посмертное существование – но в цифровом формате. По предварительной договоренности сознание умершего загружается в цифровой рай, где и наслаждается блаженством в духе сусальных представлений новых религиозных движений. Рай длится столько, на сколько хватит денег, – есть в «Лайквью» (торговая марка фирмы, обеспечивающей «посмертие») двухгигабайтные нищие, довольствующиеся черно-белой реальностью, неполными книжками, «Роллтоном» на обед и ограниченным запасом слов. У обеспеченных усопших цифровая «жизнь» после смерти куда более насыщенная – в ней и говорящий лабрадор-психотерапевт, и насморк по доплате, и даже секс с живыми людьми в костюмах виртуальной реальности.
Главному герою Нейтану «досаждает» киберсексом его назойливая подружка Ингрид, да так, что у Нейтана случается роман с «ангелом»-куратором Норой. И дело не только в глупенькой Ингрид – Нора, будучи в «реальной» жизни менее обеспеченной, но зато более искушенной во всех тяготах суровых будней, куда более настоящая и живая, чем приставучая блондинка. А реальная жизнь действительно сурова. Это капитализм будущего с античеловеческим лицом: тут вам и система взаимного начисления баллов, и возможность виртуально присутствовать на собственных похоронах, и «защита в сексе», то есть подтверждение согласия через гаджет, и возможность позвонить умершим родителям. Иначе говоря, все те же вечные, в технологичной обертке, темы: есть ли и какова будет жизнь после смерти, сколько стоит рай, возможна ли любовь за гробом.
Рагнарёк по-деревенски
В небольшом селении, раскинувшемся в уютной бухте среди живописных норвежских скал, начинается Рагнарёк (светопреставление согласно скандинавским мифам). Или репетируется, не суть важно. Селение называется Эдда, и посвященным в тему этого достаточно. Несведущие – просвещайтесь: создатели первого сезона мини-сериала заботливо снабдили каждую серию вводящей в тему справочкой.
Начинается все с возвращения героя по имени Магне в родное селение, в Эдду. Здесь его ждет подготовка к инициации и пробуждению истинного «я» – скандинавского бога Тора. Что немедленно и примечают ждавшие его явления провидица Вёльва и старик в инвалидной коляске Один. Родной братец Магне – придуривающийся и троллящий брата-увальня андрогинный Локи. Злые снежные великаны-ётуны – семейство Йодалей, владеющее градообразующим и природогубительным предприятием, под стать друг другу: гладкие, чистенькие, ладные, вечно молодые – или моложавые. Но это на людях, а у себя в Ётунхейме (мифическом мире снежных великанов) они не скрывают истинных личин. То отец сына за непослушание изобьет, то мать нежданному гостю истинный лик страшенной старушенции явит.
Господь открылся Майлсу самым удобным способом – через соцсеть. Кадр из сериала «Бог меня зафрендил» |
Если «Рагнарёк» и проигрывает голливудской трилогии про Тора в динамизме и зрелищности спецэффектов, то уж никак не в многослойности смыслов и символов. В американской франшизе с Крисом Хемсвортом в главной роли сюжет банален: небожитель жертвует раем ради смертной, попутно спасая ее сородичей, а норвежский Рагнарёк по-своему злободневен, будучи воплощенным в экологической катастрофе.
Финал первого сезона предсказуем – задумавший погубить природу злодей поражен молнией, отрицательные герои посрамлены, экосознание и правда торжествуют. Вопрос в том, во что выльется светопреставление в следующем сезоне: будет ли это авария нефтяного танкера, пришествие Греты Тунберг или какие-нибудь еще страсти из телевизора?
Андроиды – за атеистов
Режиссер Ридли Скотт в космической саге-антиутопии «Воспитанные волками» напророчил весьма интересное будущее. Создатель «Чужих» и «Бегущего по лезвию» на этот раз вынес на экран «последнюю битву» атеистов и верующих.
Вернее, битва уже в прошлом, атеисты проиграли почитателям древнеиранского божества Митры, но успели отправить на далекую планету нескольких андроидов с 12 человеческими эмбрионами для создания новой расы.
Митраисты показаны во всей красе шаблонных религиозных фанатиков. Под величественной оболочкой ритуалов, возвышенных гимнов Солу-Солнцу скрывается набор дремучих изуверств. Жесткая жреческая иерархия и слепая вера в божественные звуки и знаки, запрет на радости жизни, насилие, вдохновленное «гласом Сола»… Прочитывается аллюзия на средневековое христианство, только дело происходит в далеком будущем, где место Христа занял Митра. Однако, несмотря на слепой фанатизм, именно митраисты создали самые продвинутые технологии и благодаря им почти отвоевали мир у безбожников. Но в перепрограммированного андроида-некроманта его создатель заложил программу выносить и родить ребенка, которому суждено возобновить род человеческий, так сказать, с «атеистического нуля». А потом и «зачал» самого ребенка, будучи лишь цифровой копией давно умершего человека.
Сериал пронизан мистицизмом, явным и подразумеваемым, – на помощь последнему выжившему ребенку, взращенному в неверии, постоянно являются умершие сестры. Голоса и видения преследуют и ведут героя, которого играет Трэвис Фиммел, к сакральному лидерству над все более редеющим отрядом митраистов. Фиммел настолько хорошо вжился в образ Рагнара Лодброка из «Викингов», что он легко узнаваем и в новом образе: в предыдущем сериале его герой обретает христианство, а здесь становится поклонником Сола. Можно прочесть и прозрачные аллюзии на библейские образы: Мама и Папа в «Воспитанных волками» – новые Адам и Ева, Кемпион – Иисус, а змеедетеныш Мамы – змей-искуситель, он же Антихрист.
Вот такие мрачные саги-пророчества предлагает нам индустрия дистанционных развлечений, пока мы прячемся от пандемии, «апокалипсиса», совершающегося наяву.
комментарии(0)