0
14887
Газета Культ и культура Печатная версия

06.10.2020 15:22:00

Ангелы и демоны нового русского символизма

О чем говорит религиоведу памятник Есенину с крыльями

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – историк, журналист.

Тэги: григорий потоцкий, сергей есенин, памятник, культура, символизм


григорий потоцкий, сергей есенин, памятник, культура, символизм Произведение Григория Потоцкого вызвало неоднозначную реакцию публики и критиков.  Фото агентства «Москва»

К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина в Москве, во дворе музея, посвященного поэту, появилась скульптура работы Григория Потоцкого. В искусстве создано столько, что сотворить оригинальное произведение довольно сложно. Тем более в реалистической манере. Одна из героинь повести Бориса Лавренева «Гравюра на дереве», осколок дореволюционной интеллигенции, объясняет молодому художнику: «Уже, собственно, с XVII века исчезли гиганты кисти и резца и сменились в лучшем случае крепкими ремесленниками… Поглядите старых итальянцев, испанцев, голландцев. Что вас поразит в первую очередь? Крайняя немногочисленность тем и сюжетов. На 300–400 имен пять-шесть сюжетов: Благовещение, Мадонна с Младенцем, Святое семейство, Распятие, ритуальная церемония, обряд. У голландцев к этому прибавляются деревенская пирушка и пейзаж… Возьмем какое-нибудь Благовещение. Некий мастер писал его всю жизнь. В десятках вариантов. Умирая, оставлял учеников. Ученики писали то же Благовещение, привнося новые детали, совершенствуя технику и мастерство. Сами становились мастерами и передавали сюжет новым ученикам. И доходили до полного вдохновенного мастерства, до гениальности… Так вырабатывалась школа».

У Григория Потоцкого были хорошие учителя, и сам он – мастер. Но чем крупнее историческая личность, тем более требовательна публика к ее художественному отображению. Немудрено, что скульптуру Сергея Есенина, которую изваял Потоцкий, большинство приняло в штыки. Не понравилась поза, напоминающая акробатический мостик, не пришлись по душе крылья, подобные ластам. А главное, люди воспротивились образу – возможно, инстинктивно. Однако этому неприятию можно найти рациональное объяснение.

Вероятно, странноватые наросты на скульптуре символизируют кору березы, которую воспевал крестьянский поэт. Более того, сама фактура статуи вызывает в памяти «Березку» Анны Голубкиной, созданную в 1927-м, через два года после смерти Есенина. Может быть, у Голубкиной это был даже отголосок на творчество поэта, своеобразный памятник недавно ушедшему из жизни стихотворцу. Однако идея скульптуры Потоцкого довольно двусмысленна.

«Есенин – это ангел со сломанными крыльями… Это наша боль», – объяснил автор свой замысел. Но Есенин в виде падающего навзничь ангела вызывает у человека, знакомого с религиозной тематикой, ассоциации с падшим ангелом Люцифером, которого в христианстве стали отождествлять с дьяволом. Бросается в глаза сходство с картиной Михаила Врубеля «Демон поверженный». Конечно, Демон у Лермонтова – неоднозначная фигура, как и реальный Есенин. Подобная точка зрения на поэта (не только Есенина, но и Лермонтова) имеет право на существование. Другое дело, насколько образ Демона подходит для памятника Сергею Александровичу и Михаилу Юрьевичу.

Видимо, такой же дуалистической фигурой представляется скульптору и Пушкин. Это видно из статуи Григория Потоцкого, установленной в 1996 году в Лос-Анджелесе. Место установки «Реквиема по Александру Пушкину» было выбрано неспроста: в «городе ангелов» появился еще один крылатый небожитель – бронзовый. Кто это – Юдифь с отрубленной головой Олоферна? Нет, по мысли автора, это Наталья Николаевна Пушкина в образе Саломеи с головой Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию, дочь Иродиады (в других источниках девицу называют Саломея) плясала на пиру для своего отчима, тетрарха Ирода Антипы, и в качестве награды за танец по наущению своей матери, ненавидевшей Предтечу, испросила голову пророка Иоанна. Этот сюжет красочно отражен, например, в новелле Гюстава Флобера «Иродиада»:

«Кто-то щелкнул пальцами на трибуне. Саломея быстро взбежала туда, появилась снова – и, немного картавя, детским голоском произнесла:

– Я хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову… голову… – она позабыла имя, но тотчас же прибавила с улыбкой: – голову Иоаканама.

Тетрарх, словно раздавленный, опустился на ложе. Данное слово связывало его…»

Пушкин в скульптуре Потоцкого мыслится как пророк русской поэзии, умерщвленный в угоду верховной власти. Но если Саломея здесь – ангел, кто тогда Александр Сергеевич? Напрашивается другая ассоциация, нелестная для «солнца русской поэзии». На взгляд культуролога, произведение Потоцкого – аналог скульптуры Бенвенуто Челлини «Персей», где античный герой держит в поднятой руке отрубленную голову горгоны Медузы. У этой дамы была репутация злой колдуньи, способной обращать все живое в камень. Отсюда недалеко до идеи: Пушкин – мертвящая сила отечественной поэзии.

Григорий Потоцкий очень плодовит. Однако трудно быть наследником Мартоса, подарившего России скульптурную группу «Минин и Пожарский», Опекушина, создавшего знаменитый монумент Пушкина, Антокольского, изваявшего Нестора-летописца и Петра Первого, Мухиной, выполнившей памятник Чайковскому. Разумеется, можно сотворить нечто многозначительное вроде «Есенина». Но избыточный символизм утомляет. Зритель ждет от скульптуры чистого образа: чистого в смысле отсутствия и всевозможной грязи, и смысловой «навороченности».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
6149
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
7244
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
4217
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
4133

Другие новости