Фото Gettyimages
– Я начал свой бухгалтерский бизнес с нуля и сейчас весьма преуспеваю. У меня девять сотрудников и стабильный доход.
Теперь я хочу перевести свою компанию на качественно новый уровень, в том числе сменить расположение офиса на более удачное, что повысит доверие к моему бизнесу и привлечет более солидных клиентов. Как вы думаете, это хорошая идея?
– Waheed Rehman
– Приятно слышать, что ваш бизнес настолько успешен, Вахид. Девять сотрудников в штате – это фантастическое достижение. И сейчас вы оказались перед выбором, который в конечном счете приходится делать большинству предпринимателей: оставить все как есть или пора идти дальше и расти?
И тут нет единственно верного решения. Каждую ситуацию нужно рассматривать обособленно, но всегда есть важные факторы, которые следует учитывать.
Когда мы открывали музыкальный магазин Virgin Records, определяющим фактором его успеха стал выбор правильного местоположения. Мы были брендом-новичком без копейки на продвижение на рынке, так что мы открылись там, где покупатели точно водились. Мы хотели расположиться так, чтобы люди проходили мимо и спонтанно заходили к нам, привлеченные витринами. Так что мы обосновались на пересечении двух самых оживленных улиц Лондона – Оксфорд-стрит и Кенсингтон-Хай-стрит. Честно говоря, мы провели целое утро, считая, сколько людей проходит вверх и вниз по каждой улице, и в итоге выбрали самый дешевый конец Оксфорд-стрит.
На Оксфорд-стрит мы обнаружили обувной магазин, у которого пустовал первый этаж. Поначалу владелец заявил нам, что мы ни за что не потянем аренду, но мы обратили его внимание, что наши покупатели скорее всего захотят зайти и к нему, чтобы купить обувь, что принесет ему гораздо большую прибыль. Так что он согласился пустить нас на первый этаж вообще без платы за постой, пока не появится другой потенциальный арендатор. И от этого маленького магазинчика мы пришли к созданию глобального бренда Virgin, который так раскрутился, что стал запускать поезда, самолеты и ракеты. Оказалось, что мы приняли крайне важное для нас решение, когда выбрали правильное местоположение для магазинчика.
Тем не менее, если бы я открывал музыкальный магазин в наше время, не уверен, что придавал бы такое значение месту. Сейчас можно получить куда больший экономический эффект, если строить свой бизнес при помощи Интернета, напрямую обращаясь к целевой аудитории через социальные медиа. В наши дни, когда люди ищут компанию, они первым делом гуглят в Сети. Так что очень важно, чтобы ваша компания «находилась» в Интернете.
Но, разумеется, остаются такие сферы деятельности, где наличие офиса до сих пор жизненно необходимо. И, возможно, это ваш случай.
Вы поступили совершенно правильно, начав с малого в не самом гламурном месте. Прежде чем расширяться, нужно доказать жизнеспособность компании. Одна из самых больших ошибок предпринимателей – взвалить на себя непомерную аренду или дорогостоящий контракт, когда нет даже уверенности, что они смогут выполнить свои обязательства.
Если вы определились, что ваш следующий шаг – это переезд на новое место, вот несколько ключевых советов, которые помогут вам провернуть все в лучшем виде.
Во-первых, попробуйте оговорить какой-то период бесплатной аренды, как сделали мы, открывая первый магазинчик Virgin Records. Это поможет вам сгладить ухабы начала пути. Распространенный способ договориться об «арендных каникулах» – это обязаться сделать в помещении ремонт, что увеличивает стоимость имущества вашего арендодателя.
Другая стратегия заключается в том, чтобы согласовать подходящие условия аренды. Через некоммерческий фонд Virgin StartUp мы поддерживаем британских предпринимателей и в качестве наставников часто рекомендуем им платить аренду ежемесячно, а не ежеквартально. Так легче управлять оборотным капиталом, а недостаток наличности – главный враг и убийца стартапов.
Еще один важный момент – нужно убедиться, что другие компании, расположенные рядом с вашим новым офисом, дополняют вашу линейку услуг. Кроме того, проследите, чтобы вашим нынешним покупателям было легко найти новый адрес. Создается впечатление, что вам уже удалось заручиться поддержкой небольшого числа постоянных клиентов, так не пренебрегайте ими, иначе вам придется создавать новую клиентскую базу. Качественная забота о сегодняшних клиентах – лучший маркетинговый ход, поскольку нет лучшего способа будущего продвижения, чем рекомендации, передаваемые по сарафанному радио.
И последний мой совет – свяжите новое местоположение с жизнью местного сообщества. Когда мы открывали первый отель Virgin в Чикаго в 2015-м, мы провели парад в поддержку местной баскетбольной команды Chicago Bulls. Покажите людям, что вам приятно здесь оказаться и вы готовы проникнуться духом этого места. И в ответ получите от общества поддержку, поощрение, симпатию и доброе отношение – а что может быть лучше для вашего бизнеса?
Когда все спланировано и сделано, наслаждайтесь процессом открытия нового офиса как одним из самых захватывающих моментов в жизни предпринимателя. Желаю вам всего наилучшего!
© Перевод с английского Ольги Пономаревой.